Обратная сторона «Дня народного единства Беларуси»

Президент республики Беларусь Александр Лукашенко учредил новый праздник «День народного единства». Праздник приурочен к дате, когда Красная армия вошла на западнорусские земли, попавшие после распада Российской Империи в состав межвоенной Польши. Перед этим западнорусские земли были оставлены Польше той же Красной армией по итогам советско-польской войны.

Политически активные граждане в Белоруссии (а многие и в РФ), называющие себя русскими и пророссийскими, выразили большую радость и энтузиазм по случаю нового праздника.

Обратная сторона «Дня народного единства Беларуси»

Однако повода для радости тут никакого нет. Разве пропагандистская государственная машина Александра Лукашенко подает этот праздник как день единства русских? Как дату, связывающую Белоруссию с Россией? Нет. «Праздник» подаётся как день воссоединения «исконно белорусских территорий». И белорусского народа. Именно так дословно и говорят в эфире белорусских государственных телеканалов! Показывая карту «двух частей» БССР: восточной, по-живому вырезанной из состава России, и западной, присоединённой к БССР 17 сентября [1939 г.].

Присоединение советской властью «западной Белоруссии» рассматривалось не как возвращение русских земель в Россию. Они ведь возвращали их даже не в состав РСФСР. Фактически большевики проводили не воссоединение, а советизацию. Так называемое «освобождение от гнёта буржуазии и помещиков». Угадайте, куда делась «буржуазия» после освобождения и воссоединения? Не только польская, но и русская. В том числе, носители русской идентичности – русские эмигранты, выдавленные из Советского союза после Гражданской войны и поселившиеся в западнорусских землях? А таких было немало. Ведь в состав Российской Империи входила не только современная Беларусь, но и Польша. Соответственно, русские люди имели на этих территориях землю, дома, квартиры, иную недвижимость. После победы в России советской власти все имущество граждан было конфисковано, а многие не только белогвардейцы, но и вообще лица «непролетарского» происхождения, в РСФСР приехать не могли. Вот и оседали на территории Польши.

Показательная в этом смысле судьба одного из них – графа Аполлинария Константиновича Бутенева. До революции, в 1905-1909 годах, он был государственным служащим, вторым секретарем русского посольства в Японии, а в 1909-11 годах – секретарем посольства в Англии. Накануне революции служил в Министерстве иностранных дел в чине коллежского асессора. Принимал активное участие в деятельности ряда общественных организаций, включая Московское губернское отделение Всероссийского земского союза. Имел Императорские ордена. После революции Аполлинарий Константинович вместе с семьёй выехал через Турцию в Сербию, был в Галлиполи. Оттуда переехал во Францию, где стал заметным общественным деятелем Русской эмиграции.

Жил Бутенев на доходы со своего родового имения Щорсы под Новогрудком, в которое, в конце концов, и вернулся. Поляки издали закон, который требовал от землевладельцев под страхом национализации жить и вести хозяйство в своих имениях. Поляки оставили Бутеневу имение, хоть и сильно «обкорнали» его, по выражению племянника Бутенева, А.В.Трубецкого.

Осенью 1939 года в Западную Белоруссию пришли советские войска. Освобождать. Аполлинарий Константинович с женой сразу были арестованы. В 1940 г. на время судебного процесса Бутенева перевели в Минск. Его жена, работавшая в музыкальной школе Новогрудка, была арестована и с партией ссыльных поляков отправлена под конвоем в Казахстан. Пока она писала письма на имя Сталина с просьбами сообщить о судьбе мужа, тот содержался в тюрьме г. Барановичи. В июне 1941 г. она преподавала музыку в Актюбинском строительном техникуме.

С приходом немцев тюремная охрана разбежалась, и Аполлинарий Бутенев оказался на свободе. Он вернулся в Щорсы и какое-то время жил в поместье, а потом уехал во Францию. В 1945 г. с ним воссоединилась супруга, выехавшая из СССР через Персию в Александрию, где работала медсестрой в госпитале. Хрептович-Бутенев умер год спустя и был похоронен на кладбище церкви в Кламаре.

Бутеневу еще повезло. Его не успели расстрелять или сослать в Сибирь. Но не повезло многим другим людям, ведь советская власть в первую очередь охотилась за теми, кто эту власть не принял.

Сегодня ни белорусские националисты, ни фанаты советского строя не вспоминают о русских жителях Польши – помещиках, дворянах, чиновниках и офицерах. Судьба которых на территории земель, попавших в состав СССР была трагичной. И неосоветчики, и «змагары» апеллируют исключительно к судьбе крестьян. Которым тоже было не особенно сладко, учитывая, что хотя и не сразу, но коллективизация дошла и до них. Зажиточных же крестьян, ремесленников, хозяев своего небольшого дела, освобождение разорило сразу.

Но самое печальное, что вместе с советизацией в Западную Русь пришла белорусизация. Русским людям, дотоле томившимся под властью Польши, теперь внушали, что они уже не русские, а белорусы. Их не возвращали к русской идентичности, а навязывали новую – советско-белорусскую. Вместе со свежевыдуманной мовой. И теперь белорусская власть будет использовать эту дату не для единства русских, а для дальнейшего формирования отдельной нерусской нации. Совсем как на Украине. Чему же тут радоваться?

Не будем забывать, что подавляющая часть антирусских настроений, особенно в Восточной Европе, вызвана репрессивной политикой советской власти. Политикой освободителей, которые, вытесняя из этих стран гитлеровские войска, устанавливали просоветские режимы с пропагандой атеизма и репрессиями против политических противников. У тех народов, которые когда-то придумали панславизм и мечтали объединиться с Имперской Россией, сегодня русские ассоциируются исключительно с советскими. С «Красной Москвой». И вместо того, чтобы отмежеваться от ошибок и преступлений коммунистов, многие наши соотечественники продолжают настаивать на фальшивой подмене русского советским. Тем советским, которое разделило Русский народ на «украинцев» и «белорусов». Тем советским, которое по произволу нарезало квазигосударства на территории Русской земли.

Не будем же умиляться очередному казенному республиканскому празднику. Настоящий День народного единства в Белоруссии можно будет праздновать только тогда, когда Беларусь и Российская Федерация воссоединятся в составе одного Русского государства.

Алексей Селиванов
Источник:
"Наследие Империи"

См. также:
Л.П. Решетников: «Не нравится, что Белоруссия — часть Великой России? Обижайтесь на Бога». + Справка о белорусском языке.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250964673