Вокзалы Украины и России, сравнение


Во время последнего нашего путешествия в Украину и обратно, на первые майские праздники, мы довольно часто путешествовали на поездах, поэтому я решил сделать небольшой пост сравнения нескольких вокзалов и привокзальных площадей, так сказать, чтобы почувствовали разницу. Про Курский вокзал я специально умолчу, я думаю большая часть моих читателей знает и видела самый убогий и не красивый вокзал столицы, хорошо, что его закрыли "Атриумом". На заглавном фото главное здание вокзала в Харькове.

Одна из живописнейших площадей Харькова, как говорят местные жители, я лично не заметил тут ни бомжей, ни алкашни, все чисто и ухоженно, не создается впечатления, что ты около вокзала. С весны до осени тут клумбы пестрят цветами, шумит фонтан, который, в летний знойный полдень, даёт глоток свежести и вселяет радость в харьковчан и приезжих пассажиров вокзала.

Формирование площади завершилось в конце 60-х годов ХIХ века одновременно с открытием Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Сейчас, глядя на величественные здания, фонтаны, цветники, трудно поверить, что когда-то на этом месте (так называемой Архиерейской леваде) было не просыхающее болото. Здесь и был сооружен в 1869 году архитектором А. Тоном первый из харьковских вокзалов. Однако со временем возникла необходимость реконструкции для разгрузки пассажирских потоков, прибывавших по Балашовской железной дороге. Перестройка и модернизация вокзала были начаты в 1896-1901 годах по проекту архитектора И. Загоскина и завершены архитектором Ю. Цауне.


Оригинальность харьковского вокзала заключалась в том, что группа протяженных корпусов была выстроена вдоль проходящих поездных составов (береговой тип), в то же время на торец здания ориентировались четыре железнодорожных ветки, куда прибывали поезда, для которых город был станцией конечного назначения (тупиковый тип). Здание вокзала представляло собой сложный комплекс из двух Г-образных помещений, место соединения которых закреплял большой зал, увенчанный куполом. Вокзал был одним из самых больших в Российской империи - он имел семь крытых платформ. Однако, по мнению авторов путеводителя 1915 года, здание было не очень удобным: возникали трудности разделения прибывающих и убывающих пассажиров, т. к. выходы для них были общими. В основу планировки Привокзальной площади был положен принцип разделения. Массивное здание Управления ЮЖД делит площадь на соответствующие зоны: для отправления - перед входом в здание вокзала, для прибытия - со стороны улицы Полтавский Шлях.

Главное здание вокзала, сегодня обрамляющее по всей длине западную сторону площади, сменило разрушенный в войну 1941-1945 годов старый харьковский вокзал "Южный".


Его основная часть сооружена в 1952 году в характерном для того времени стиле: башнеобразные объемы, торжественный характер, десятиколонный портик. Особую нарядность ему придают отделка естественным камнем, бронзовым литьем, керамикой, архитектурной лепкой с использованием украинского орнамента.

Посередине Привокзальной площади расположено монументальное здание в стиле неоклассицизма - Управление Южных железных дорог.


Его строительство было необходимо: до этого времени Центральное управление дороги размещалось в 19 наемных домах, что очень мешало слаженной работе отделов, - дорога была громадным хозяйством с дневным оборотом 62 млн. рублей.

Управление ЮЖД стало одним из самых крупных зданий дореволюционного города. Четыре шестиэтажных корпуса с односторонними коридорами и рабочими комнатами обращались к площади и улице Александровской (ныне Красноармейская). Внутри еще два продольных и один поперечный корпус, в котором размещались зальные помещения. Полезная площадь - более 30 тыс. кв. м с шестью внутренними дворами. Углы зданий скруглены в плане и завершены пологими куполами, а главный вход выделен спаренными колоннами и крупными арками. В особом корпусе был сооружен архив, выполненный из несгораемых металлоконструкций, на строительство которого ушло около 15 млн. шт. кирпича. Здание и сейчас восхищает своими пропорциями и размахом постройки.

С севера Привокзальную площадь замыкает здание бывшего Главпочтамта (отделение связи № 52).


Интересно, что ранее это место упоминалось в планах для сооружения здания Госпрома. Построено здание тоже по конкурсному проекту, в стиле конструктивизма с применением железобетонных конструкций, плоских крыш и ленточных окон. Динамизм композиции, функциональность здания обеспечили почтамту наряду со зданием Госпрома мировую известность.

20 марта 2013 года на Привокзальной площади установили "нулевой километр"


- символическую точку отсчета Южной магистрали. Это металлический круг с изображением розы ветров. Таким образом железнодорожники откликнулись на предложение Харьковского городского союза ветеранов Великой Отечественной войны и наследников воинов 57-й армии.

"Нулевой километр" - точка отсчета всех дорожных расстояний. Традиционно ее устанавливают неподалеку от Главпочтамта.

Перемещаемся в Белгород.


Станция II класса Белгород была введена в эксплуатацию в 1869 году в составе строящейся Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Пассажирское и товарное движение по линии Курск — Харьков было открыто 6 июля 1869 года, к моменту открытия на станции Белгород было паровозное депо, водокачка, пассажирская и товарные платформы. Постройка здания железнодорожного вокзала была завершена в 1870 году.

В 1896 году было открыта железнодорожная ветка Белгород — Волчанск, которая в 1901 году была продлена до Купянска. В результате станция Белгород стала узловой. В том же 1901 году была введена в эксплуатацию частная Белгород-Сумская железная дорога, для обслуживания которой была построена станция Белгород-Сумской.

В 1904 году Белгород посетил Император Николай II, местом торжественной встречи послужило здание вокзал станции Белгород.


В 1908—1911 годах, в связи с возросшим пассажиропотоком, была произведена масштабная реконструкция вокзала, были пристроены дополнительные одноэтажные крылья. Количество пролётов с левой и правой стороны было увеличено с трёх до шести. Здание вокзала было одним из немногих, уцелевших во время гражданской войны.

Во время Великой Отечественной войны вокзал был разрушен. В послевоенные годы под руководством Героя Социалистического Труда М.Л. Бондаренко инфраструктура станции была полностью восстановлена и было построено новое здание вокзала в 1949 году, снесённое в конце 70-х.


1976год

1976год

В 1982 году магистраль Курск — Белгород электрифицирована на постоянном токе.

В 1982 году было построено современное здание железнодорожного вокзала.

В 1992 году, после распада СССР, Белгородское отделение Южной железной дороги перешло в подчинение Юго-Восточной железной дороги.



В 2008 была начата масштабная реконструкция вокзала станции Белгород, в 2010 году РЖД инвестировало в этот проект 8 миллионов рублей. Как всегда сделали убожество. Отправление некоторых фирменных поездов сопровождается исполнением «Прощания славянки».

И последний на сегодня вокзал это вокзал в Днепре.


Станция расположена в центре города на правом берегу реки Днепр. Рядом с вокзалом расположена станция метро «Вокзальная», но о метро попозже расскажу.


Станция открыта в 1884 году под названием Екатеринослав. Следует сказать, что станция с таким названием существовала на левом берегу Днепра ещё с 1873 года.

Екатеринослáв — так называлась вначале станция Нижнеднепровск, относящаяся тогда к Лозово-Севастопольской железной дороге. Она была единственной, которая обслуживала губернский центр и поэтому получила от него своё название.

Когда же была построена железнодорожная магистраль от станции Долинская до Екатеринослава, а на правом берегу были сооружены здание вокзала и служебные станционные постройки, то новая станция получила название Екатеринослав, а имевшая такое же название, была переименована на станцию Нижнеднепровск — по месту своего расположения.


20 июля 1926 года Постановлением Президиума ЦИК СССР город и станция Екатеринослав была переименована в Днепропетровск.

Во время Второй мировой войны здание вокзала было разрушено, и на его месте по проекту архитектора А. Н. Душкина в 1951 году возведено здание нового вокзала.

Если стоять к вокзалу спиной, то слева видим пятиэтажный жилой дом, плавно заворачивающийся на углу с центральным проспектом (пл. Петровского, 2)...


...а справа – симметричный ему дом на пл. Петровского, 1.


B ходе борьбы хрущевского правительства с "архитектурными излишествами" этот дом потерял красивый шпиль. А напротив на торце площади возвышается замыкающий ее композицию семиэтажный жилой дом на 69 квартир (архитектор В. А. Зуев). Именно за это здание авторский коллектив получил третью премию в том же 1956 г.

В 1966 г. Привокзальная площадь получила идеологически выверенное имя Ленинского комсомола. Однако носить его пришлось недолго – уже в 1976 г. ее переименовали в площадь Петровского. Произошло это в связи с установкой памятника деятелю, которого одни считают исторической личностью и патриотом, а другие демонизируют и приписывают ему организацию Голодомора на Днепропетровщине. В ближайшие пару лет тут будет проводится широкая реконструкция, в интернете даже можно посмотреть проект.

А какой вам больше всего понравился вокзал?