Божественное происхождение государства и права. Учение Фомы Аквинского

17 September 2018
 pixabay.com
pixabay.com

Государства, как и право, существовали не всегда. Они появились на определенном этапе развития общества. О причинах возникновения государства и права спорят до сих пор. Существует несколько основных теорий, которые пытаются объяснить их появление.

Одна из них (она же самая древняя) — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.

Суть теории

Сторонники теологической теории настаивают, что государство — продукт божественной воли. Поэтому государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Каждый человек обязан во всем подчиняться государю, а существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же самой божественной волей. Поэтому с таким неравенством нужно смириться и не оказывать сопротивления государю, который является продолжателем власти Бога на земле.

В современном мире тоже есть последователи этой теории. Это идеологи ислама, католической церкви, представители неотомизма.

Неотомизм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля (Википедия).

Государству и государям в этой доктрине придается ореол святости. Тем самым поднимается их престиж. Особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Учение Фомы Аквинского

Основателем теологической теории считается итальянский философ, религиозный деятель эпохи Средневековья Фома Аквинский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Известен тем, что связал христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Святой Фома Аквинский (1476 ,  Карло Кривелли)
Святой Фома Аквинский (1476 , Карло Кривелли)

В своем главном труде «Сумма теологии» он утверждал, что государство установлено Богом. Государственная власть по мнению Фомы Аквинского имеет три элемента:

  • сущность, которая имеет божественное происхождение;
  • происхождение власти конкретного правителя;
  • использование власти этим правителем.

Первый элемент всегда имеет божественный характер, как идея о порядке. Остальные два элемента могут иметь как божественную природу, так и дьявольскую.

Наилучшей формой правления Фома Аквинский считал монархию, но весьма специфическую. Он видел опасность ее вырождения в тиранию, поэтому предлагал монархию политическую, при которой правитель подчиняется закону, и при нем существует совещательный орган, состоящий из духовенства.

Законы Фома Аквинский делил на Вечный и естественный.

Естественные являются производными от Вечного, божественного, закона, который управляет Вселенной и содержится в Библии.

Естественный закон предписывает людям стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Он конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

Закон в трактовке Фомы Аквинского представляет собой порождение воли тех, кто осуществляет заботу об обществе: Бога, церкви, правителя.

«Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто заботится об обществе» (Фома Аквинский, Сумма теологии I—II, 90-108)

В этом еще одно требование к закону: он должен быть обнародован (опубликован), чтобы иметь возможность направлять деятельность.

Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Поскольку человеческие законы несовершенны, то если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, им можно не повиноваться.

Если естественный закон нарушается правителем, то его… нужно терпеть. Это возмездие за человеческую греховную природу. Выступление против законной власти Фома Аквинский считал смертным грехом. Лишь в одном случае допускалось восстать против тирана — если он посягает на божественные законы, идущие против церкви.

Теологическая теория интересна, но недоказуема в принципе, поскольку построена на вере. Кроме того, она принижает влияние социально-экономических, культурных и других материальных, духовных отношений на государство и право. И эта теория не дает ответа на вопрос: как совершенствовать государство и государственное устройство?

-------------------------------

С уважением, Альберт Садыков (17.09.2018)

-------------------------------

Понравилась статья?