В России испытали новые плазменные двигатели для спутников

13.04.2018

В России успешно проведены испытания новых плазменных двигателей СПД-140 для спутников. Создатели двигателей подчёркивают, что двигатели получили не только наземную, но и лётную квалификацию.

Источник фото: hi-news.ru
Источник фото: hi-news.ru

Испытания прошли чуть больше месяца назад, заявил на «Singapore Airshow 2018» глава «Информационных спутниковых систем» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николай Тестоедов.

"Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Лётные испытания были проведены в составе европейского спутника", - сообщил Тестоедов.

Он также добавил, что в последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, «ИСС имени Решетнева» будет устанавливать на спутники дополнительные специальные двигатели большей тяги для того, чтобы быстрее выводить спутник в нужную точку.

"В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В семь-восемь раз больше тяга, в семь-восемь раз меньше время на довыведение", — отметил Тестоедов.

Ранее в Министерстве обороны России заявили, что намерены в 2020-2022 годах получить ряд серийных изделий и авиационных средств поражения, которые будут работать на гиперзвуковых скоростях — в шесть раз быстрее звука как минимум. Эти разработки ведутся также в интересах Военно-морского флота и ракетных войск.

В российском оборонном ведомстве считают, что в гиперзвуковых разработках Россия не отстает от других ведущих (высокотехнологических) стран мира. В Институте теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича Сибирского отделения Российской Академии Наук заявляют о российском лидерстве. Как бы то ни было, критерием истины станет практика боевого применения. Возможно, ждать осталось недолго.

Источник фото: mir24.tv
Источник фото: mir24.tv

Отметим, что гиперзвуковой аппарат невозможно разогнать обычным реактивным двигателем, для этой цели нужно использовать прямоточный — со сверхзвуковым горением топлива. Ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) на оружейных выставках можно узнать по головной части с воздухозаборником, однако не все знают, что у нее внутри и как это работает.

Ракетно-прямоточный двигатель — штука интересная и сложная. Это комбинированная система, сочетающая принципы работы жидкостного ракетного двигателя и прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Принципиальная разница в том, что ракетный двигатель работает на окислителе, который несет с собой, а прямоточный — на атмосферном кислороде, и это позволяет уменьшить общий вес ракеты или увеличить вес боевой части.

Добавим, что гиперзвуковые двигатели и аппараты действуют в высокотемпературном облаке плазмы (до 1500 градусов), когда плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. В силу этого специалистам приходится решать множество сложнейших научно-прикладных задач. Для управляемости на сложной траектории и сохранения всего спектра функций, скажем, крылатой ракеты применяются бериллиевые сплавы, новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий — космические технологии.

Примечательно, что прямоточные двигатели просто не способны работать на малых скоростях и применяются в основном на крылатых ракетах со сбрасываемым разгонным блоком-бустером. Давление в камере сгорания прямоточного двигателя создается встречным потоком воздуха, для этого ракету разгоняют до соответствующей скорости (подобие форсажа). "Мах подхвата" равен примерно 1,5. Однако скорость — это еще не всё.

При этом, основные тактико-технические характеристики образцов гиперзвукового оружия доступны лишь узкому кругу специалистов, но известно, что на скорости в 5-6 Махов ракета становится почти неуязвимой для существующих средств противовоздушной обороны. Так, даже в случае возможного обнаружения и разрушения оружия средствами ближней ПВО противника кинетической энергии обломков всё же хватит для вывода из строя корабля или наземной цели, пишет РИА Новости.

К примеру, гиперзвуковая ракета Ю-71 ("Изделие 4202") осенью 2016 года преодолела расстояние в 6000 километров за 20 минут и точно поразила цель на Камчатском полигоне Кура. Перед входом в плотные слои атмосферы аппарат активно маневрировал по высоте и курсу на скорости до 15 Махов. Предположительно, это испытание прототипа боевого блока новой сверхтяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты "Сармат", которая должна в будущем стать заменой в Ракетных войсках стратегического назначения МБР "Воевода".

Источник фото: imperiya.by
Источник фото: imperiya.by

Развёртывание комплекса начнется в 2018 году. Неуловимый системами "Сармат" способен нести до 16 ядерных блоков на расстояние 16 тысяч километров. Концепция комплекса учитывает и максимальный вес забрасываемых боеголовок (до 10 тонн), и доставку меньшего числа боеголовок по непредсказуемым траекториям (с учетом возможностей перспективных систем ПРО).

Запуск межконтинентальной баллистической ракеты. Источник фото: svpressa.ru
Запуск межконтинентальной баллистической ракеты. Источник фото: svpressa.ru

Добавим, что высокоточные гиперзвуковые изделия (каким именем их ни назови) не являются инструментами исключительно Третьей мировой войны. В локальных конфликтах они способны поражать стратегические объекты противника кинетической энергией боеголовки, без необходимости использования ядерного заряда. Таким образом, гиперзвук отдаляет Апокалипсис, но США почему-то всё же беспокоятся.

Напомним, ранее стало известно об успешном завершении испытаний детонационных ракетных двигателей, что приблизило Россию к запуску гиперзвуковых ракет.