Демоны революции

08.11.2017

Октябрьская революция, названная ее организаторами и участниками социалистической, имела конкретный религиозный подтекст

Чертой, объединяющей революционеров всех времен и народов, является их отношение к религии, вере и Церкви.

Связь вольнодумства с антицерковными и антиклерикальными воззрениями прослеживается еще со времен Вольтера и Дидро. С Вольтером, главным идеологом Великой французской революции, длительное время состояла в дружеской переписке российская императрица Екатерина II Романова.

Лишь казнь французской королевской четы вынудила ее прервать заигрывание с силами, враждебными христианству. Призыв Вольтера раздавить Католическую церковь, попытались воплотить революционеры XX века – партия большевиков, пришедшая к власти в результате октябрьского переворота в 1917 году.

Николай II Романов вместе с семьей был уничтожен, а Церковь оказалась практически раздавленной. Сказку, о которой мечтали Вольтер и Дидро, Фейербах и Маркс, большевики сделали былью.

Ведущую роль в деле гонения на Церковь сыграл вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин. Он пылал такой патологической ненавистью к христианству, что ряд религиозных исследователей называет его самым главным демонологом прошлого века.

Большевики пришли к власти через программу, не связанную с критикой религии. Популистские лозунги «Землю – крестьянам», «Фабрики – рабочим» были понятны народу, а потому такой рекламный ход нашел отклик у народа. Антирелигиозная кампания была развернута уже позже, без учета мнения народа и даже вопреки ему.

Впрочем, позиции Церкви пошатнула уже февральская революция, поскольку самодержавие опиралась на Церковь, крушение монархии ударило по Церкви, разочарование в царстве отразилось на отношении к Церкви. Большевики умело воспользовались сложившейся ситуацией, когда религиозные и нравственные устои народа оказались расшатанными.

Ленин, неоднократно заявлявший, что «наша главная задача – борьба с религией», «мы должны… дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству…», приступил к открытой борьбе с христианством. Основателя СССР буквально корежило от любого упоминания о Боге: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетчничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость…».

В марксистско-ленинской идеологии религии не было места. В антирелигиозную кампанию государство старалось вовлечь все слои общества и использовало самые разнообразные средства, от оказания поддержки подконтрольной и ручной церкви обновленчества до закрытия и уничтожения храмов и монастырей и физической ликвидации духовенства.

У Ленина в борьбе с Церковью было много верных единомышленников, которые в чем-то даже превзошли своего патрона. Льва Троцкого, одного из организаторов кампании по изъятию церковных ценностей и попытке вербовки духовенства в осведомители НКВД, за активную антихристианскую позицию называли «демоном революции».

Карикатура на Ленина и Троцкого
Карикатура на Ленина и Троцкого

Религиозную политику дуумвирата – Ленина и Троцкого продолжил Сталин. В 1917 году он был самой малоприметной фигурой в Совете Народных Комиссаров, но со временем сосредоточил в своих руках власть над ⅙ частью суши.

«Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведёт антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков…», - заявлял недоучившийся семинарист.

Тотальный контроль, который установил «отец народов» над страной, затрагивал и свободу совести каждого человека, люди боялись зайти в действующий храм, которых с каждым днем становилось всё меньше.

Репрессии против Церкви, которые велись при Сталине и с его ведома, поставили существование Русской Церкви под угрозу, в 1937 году на свободе оставалось только 4 архиерея. Лишь Великая Отечественная война заставила пересмотреть Сталина церковную политику. При Хрущеве антирелигиозная кампания возобновилась, и генеральный секретарь обещал «показать последнего попа по телевизору».

Впрочем, атеистической идеологии не удалось утвердиться в России, власти отдавая должное исторической роли православия в деле формирования и становления нашего Отечества, уже в 1988 году пойдут навстречу РПЦ и разрешат проведение мероприятий, связанных с празднованием 1000-летия Крещения Руси. Для Русской Церкви крушение коммунистической идеологии, которая в 1917 году поставила Церковь на грань уничтожения, станет точкой возрождения. 

http://rusplt.ru/sub/history/demonyi-revolyutsii-31353.html