«Диктатор» театрального искусства

28.09.2017

Георгия Александровича Товстоногова, который сегодня отмечает день рождения, по праву называют человеком-эпохой советского театра

Когда и где родился прославленный режиссер доподлинно неизвестно, исследователь его жизни и творчества Наталья Старосельская приводит две даты – 28 сентября 1913 года и 28 сентября 1915 года, и называет два города – Тифлис и Петербург.

Загадкой остается и то, почему в его фамилии вдруг поменялась буква, при рождении он был Толстоногов, а стал Товстоногов. Возможно, семья поменяла фамилию, чтобы обезопасить себя от преследований со стороны советской власти. Отец был потомственным дворянином и занимал в царском правительстве министерский пост, он не уехал из страны, а в 1937 году был репрессирован.

Детство и юность Георгия прошли в Тифлисе, родном городе его мамы Тамары Георгиевны Папиташвили, он учился в немецкой школе, в которой действовал драмкружок. Очевидно, что увлечение театром началось со школьной скамьи. Далее была работа в Тбилисском русском ТЮЗе, с 1933 года учеба на режиссерском факультете ГИТИСа, работа в различных театрах страны, и, наконец, режиссура в театрах Ленинграда, с 1956 года – в Большом драматическом театре (БДТ).

В середине 1950–х БДТ был аутсайдером театральной жизни города на Неве. На спектакли приходили человек 10-15, премьер практически было, в кассе – пусто. Труппа актеров, как водится, во всем винила часто сменяющихся режиссеров.

Коллектив нового режиссера, который к тому времени был довольно известным, встретил неприветливо, но первая же его постановка комедии француза А. Жери «6-й этаж», заставила труппу поменять отношение.

Всего лишь несколько сезонов понадобилось режиссеру, чтобы БДТ стал главной сценой страны. Коллеги называли Товстоногова «режиссером-зодчим, архитектором, возводившему здание театра по плану, учитывающему всё: возможности труппы, каждого из актеров, внешние обстоятельства. Он строил театр-дом».

Всё что делалось в театре, являлось воплощением его знаменитой формулы: «Театр – это добровольная диктатура».

В то же время работа с режиссером не превращалась в навязывание определенных рамок. Актер Кирилл Лавров вспоминал, что каждый спектакль появлялся естественно и незаметно, будто из ничего, возникал совместными усилиями.

Режиссер, как отмечают критики, «понимал толк в актере и мгновенно чувствовал, кто перед ним, откликался на талант с радостью, будь то готовый от природы мастер Павел Луспекаев, студент и интеллектуал Сергей Юрский или начинающие на его глазах Андрей Толубеев, Юрий Демич, Сергей Дрейден…».

Каждая постановка Товстоногова становилась подлинным событием культурной жизни. Он вернул на сцену классиков отечественной литературы – Гоголя, Толстого, Достоевского, Горького. Его «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли Мышкина во время зарубежных гастролей, как отмечал один английский критик «возвысился над всеми остальными впечатлениями сезона».

Успехи и признание не изменили режиссера. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену.

Он умер по дороге из театра, за рулем своего автомобиля, в возрасте 73 лет. Дина Шварц, друг и помощник Георгия Александровича отметит в своем дневнике: «Вот и всё. Нет театра, нет жизни».

http://rusplt.ru/wins/diktator-teatralnogo-iskusstva-30930.html