Художник Максим Воробьев - наставник целого поколения русских пейзажистов

230 лет назад родился Максим Никифорович Воробьев, видный русский живописец

Как сложилась бы жизнь Максима Воробьева, если бы его отец, отставной унтер-офицер, не получил место вахтера в Императорской академии художеств, сложно представить.

У мальчика появилась возможность бывать в академии и наблюдать за таинственным процессом созидания картин. Вскоре он сам взялся за карандаш и проявил способности к рисованию. В 10-летнем возрасте Максим был принят в Академию, среди его наставников был Федор Алексеев, крупнейший мастер русской ведуты – жанра живописи, в деталях изображающего повседневный городской пейзаж.

Значительная часть будущих работ Воробьева будет выполнена также в жанре ведуты. Продвижению начинающего художника способствовала его работа в составе исторической экспедиции, занимавшейся изучением городов и весей центральной России. В виды городов он включал изображение Александра I, российский самодержец, как известно, ежегодно совершал большое количество поездок по стране.

Талант Воробьева был замечен, и вскоре он стал выполнять различные правительственные поручения. В 1820 году он совершил поездку в Палестину, где произвел зарисовки главных храмов Святой Земли. Трудность предприятия заключалось в том, что работу, которая включала в себя замеры параметров объектов, приходилось делать незаметно для местных мусульманских властей.

Такую работу запросто могли счесть за шпионаж, но она производилась в целях исключительно культурных. Великий князь Николай Павлович, решил привести в порядок Новоиерусалимский монастырь под Москвой, который содержит копии главных христианских святынь, находящихся в Иерусалиме. А для этого ему нужны были точные данные.

Созданные на основе палестинских эскизов картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822), «Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме» (1824) принесли художнику широкую известность.

Другие, написанные также на основе зарисовок этой поездки, – «Берег моря близ Варны» (1829), «Босфор», пользовались успехом, автор по заказу повторял эти полотна. Картину «Вид на Константинополь» (1829) Нестор Кукольник назвал одой «из воды, земли и воздуха».

Пейзажи Воробьев продолжил писать и в последующие годы, теперь уже на родине, среди них особенно выделяются виды северной столицы: «Закат солнца в окрестностях Петербурга» (1832), «Набережная Невы у Академии художеств» (1835), «Лунная ночь в Петербурге». Петербургские работы являются главными в творческом наследии Воробьева.

Художнику удалось соединить схему классического пейзажа с романтическими световыми эффектами. Влияние живописца-романтика испытали многие русские художники. Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Лев Лагорио, Михаил Клодт, Михаил Лебедев, браться Чернецовы, Сократ Воробьев, сын художника и многие другие являются его учениками.

Федор Петрушевский, физик, занимавшийся вопросами цвета и света, а вместе с тем и исследователь творчества русских художников, говорит, что Максим Воробьева «научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов».

http://rusplt.ru/wins/hudojnik-maksim-vorobev-30527.html