Кино бесплатное!

30.06.2017

Обладатель "Золотого Георгия" Лян Цяо
Обладатель "Золотого Георгия" Лян Цяо

Чем удивил взыскательную публику и «Русскую Планету» завершившийся 39-й Московский международный кинофестиваль?

Московский международный кинофестиваль входит в пантеон главных мировых кинофестивалей и гордо носит категорию «А». Правда, иные скептики от года к году всё усерднее цокают языками – мол, недолго еще «лафа» эта продлится.

Ведь мало того, что конкуренцию ММКФ составляют сильнейшие кинематографического мира – Канны, Берлин и Венеция, так они еще и самую «мякотку» с кинорынка собирают. Что не отрицали, кстати, в общении с журналистами и главные люди московского кинофорума – Никита Михалков и Кирилл Разлогов. К чести обоих.

Но именно потому сейчас мы скажем, не кривя душой: 39-й Московский международный кинофестиваль удивил нас не только тем, что в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры посмел состояться, но и состоялся на достойном уровне. Пусть без берлинского лоска, каннского гламура и венецианского выпендрёжа…

Но, право, взыскательным киноманам и киноэстетам было где разгуляться в эту кинонеделю. Почти 250 фильмов, из которых 13 конкурсных, прекрасные ретроспективы Кончаловского, Тарковского, Юфита, действительно интересные программы короткометражек и документального кино.

Ну и, само собой, в целом сильная (да, да, на удивление) игровая программа, порадовавшая зрителей и прессу своим качеством.Авторов этого отчета не просто удивил, а буквально сразил российский фильм «Мешок без дна».

На просмотр этой ленты Рустама Хамдамова, работы которого нечасто доходят до широкого зрителя (доходят, как в прямом, так и в переносном значении этого слова) пытались пробиться многие. Но некоторые, не выдержав и 15-ти минут, тоненькой вереницей спешили обратно, чтобы, перешагнув порог зрительного зала, вернуться из реальности арт-хаусной в привычную, пожать плечами и отправиться восвояси.

О чем же «Мешок без дна»? Фрейлина (Светлана Немоляева) получает высочайшее указание развлечь Князя (Сергей Колтаков), пережившего утрату, добрым рассказом, в котором не должно быть более одного убийства!

Кадр из фильма "Мешок без дна"
Кадр из фильма "Мешок без дна"

Оно происходит где-то там, в совершенно другом измерении «лубочно-васнецовской» Древней Руси, словно взятой из сказок Александра Роу. На этой параллели автор играет с нами в почти детективную историю, демонстрируя сцену нападения Разбойника (Кирилл Плетнев) на Царевича (Андрей Кузичев) и Царевну (Илзе Лиепа).

Царевна обесчещена, но довольна. Царевич пал… Но его убийство осталось за кадром. И вопрос, на чьих руках кровь венценосной особы – предмет искусной игры Русской Шахерезады, которая интригует, завораживает и… возвращает к жизни хандрящего Князя.

Нет-нет! Ей чужд дедуктивный метод. В руках Фрейлины другое «оружие». Бумажный нос, который она может сунуть в обои, за портьеру или повелеть молчаливым подручным водрузить ее на люстру, где также можно поискать ответы.

Идет ли речь о поиске «правдивой реальности» и всамделишному раскрытию придуманного на ходу преступления? К счастью, нет! В какой-то момент ощущаешь, что нас ведут в другую сторону от весьма переменчивой и еще более не постоянной, чем абсурд, истины. Да и нужна ли она? Ели на увлекательных ответвлениях от «сюжета», здесь же – в помещениях дворца! – можно находить всё новые и новые образы.

Что это? Всего лишь три пустые бутылки, стоящие в углу? В одно мгновение Фрейлина докажет нам, что это те самые «Три сестры», которые так и не уехали «В Москву, в Москву».. А та – большая бутыль? Да это же Екатерина из «Грозы», которая замерла над обрывом в преддверии судьбоносного прыжка.

Абсурд? Ну, конечно же, спасительный, перезагружающий сознание живительный абсурд. Он позволяет зрителю сбросить оковы привычной реальности, избавляет от стереотипов привычной нам драматической перипетии. Чу! Фрейлина, словно решив, победить окончательно рассудочность Князя (а в его лице – Господина Недоумевающего Зрителя), бросает ему вызов!

Кто больше слов набросает в мешок? В мешок из сказок Шахерезады, в котором нету дна! В нем свободно умещаются не только лимон, но и драгоценности из ларца, а еще лошади, верблюды, Багдад, Самарканд! В нем поместится всё, а незримая побед в этом споре? Она останется у Фрейлины, фантазия которой не только безгранична и всесильна, но и живительна!

«Мешок без дна» — это фильм, который намертво врезается в память, чтобы периодически вызывать у своей «жертвы» желание заново окунуться в предложенную систему координат, разбирая каждый штрих уникальной, созданной режиссером, картины мира, анализируя каждый кадр, каждую деталь…

А вот то, что этот фильм в итоге не оказался отмечен Жюри – ещё одно удивление, оно же разочарование всего Фестиваля. «Золотого Георгия» взял «Хохлатый Ибис» - грамотно скроенное, хорошо задуманное, но – положа руку на сердце – довольно проходное кино, перегруженное к тому же штампами.

Многомерная и уникальная глубина изображения реальности в «Мешке без дна» оказалась достигнута одним лишь талантом создателей этого кино. Фильмам же более простым, вроде того же «Ибиса», а также не «фестивальным» непременно и, вероятно, уже в ближайшем будущем помогут технологии «виртуальной реальности».

Пресса и гости Фестиваля смогли с ними ознакомиться в теории и на практике на одной из площадок Фестиваля – в киноцентре «Октябрь». Всего-то ничего: надеваем «виртуальный шлем», стереонаушники – и смотрим совсем другое кино, входим в него сквозь условный экран и становимся в самый центр Действия.

демонстрация VR-фильма
демонстрация VR-фильма

Желающие «рискнуть» и испытать свое воображение смогли посмотреть в VR-формате короткометражки «Озеро Байкал: Зимний Дух» и «Эльбрус 360», а также ранние советские фильмы переведенные технологичными умельцами в сферический формат.

Реальность же, в которой на Фестивале оказалась пресса – это уже, пожалуй, следующий ее уровень. Уже не виртуальная реальность, а просто сказочная. В ней, в этой реальности, у каждого уважающего себя служителя пера и микрофона есть в гардеробе припасенный смокинг, а у служительниц, соответственно, вечернее платье в пол, дорогие лаковые туфли и брендовый клатч.

Для чего, спросите? Для того, чтобы воочию посмотреть трансляцию из зала, где проходит Церемония. Да, роскошного и самого строгого стиля black-tie надлежало придерживаться даже фотокорреспондентам – людям в большинстве своем простым, работящим и от богемных тусовок далеким.

Удивительно? Еще как. Но еще удивительнее, что столь категоричное ограничение в конечном итоге не стало препятствием, например, для авторов этих строк. Но за сказку спасибо.

А смокинги к новому – 40-му Московскому международному кинофестивалю - купим непременно. Благо, цифра волшебная обязывает!

http://rusplt.ru/sub/culture/kino-besplatnoe-30094.html