Композитор Анатолий Лядов – мастер жанра миниатюры

15 August 2019

Творчество композитора неразрывно связано с русским фольклором

Анатолий Константинович Лядов принадлежал к семье потомственных музыкантов. Большинство Лядовых были музыкантами-профессионалами.

Его дед, Николай Григорьевич Лядов был вторым дирижером «малых опер и водевилей» Русского оперного театра и главным помощником итальянского капельмейстера Каттарино Кавоса. Среди его девяти детей семеро стали музыкантами, наиболее известен сын Константин, он сыграл важную роль в становлении русского столичного театра.

Анатолий родился в апреле 1855 года. Первым учителем музыки был его отец, а оперный театр стал для мальчика вторым домом, где он, по словам Римского-Корсакова, «во время репетиций шалил за кулисами и лазил по ложам». А когда подрос, сам стал участвовать в спектаклях в качестве статиста или участника хора.

На его выпускных экзаменах в Петербургской консерватории Николай Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. Уж очень он талантлив, и при этом умница».

Прекрасной вещью он назвал кантату «Мессинская невеста» по Шиллеру, по поводу нее много шумел критик Владимир Стасов.

Творчество Лядова неразрывно связано с русской народной песней. Его произведения отличаются напевностью, изяществом и стройностью форм и часто наполнены сказочными образами. Он был мастером музыкальной миниатюры. Лядов написал немного произведений, но все они являются шедеврами: «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Бирюльки» и другие.

Как отмечают музыкальные критики, «глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы».

В тщательной отделке деталей произведения ярко проявился один из характерных принципов лядовской эстетики: «Так сделать, чтобы каждый такт радовал».

Отделка эта неизбежно отражалась на темпах работы. Эта замедленность творческого процесса композитора постоянно смущала тех, кто сочувственно относился к его дарованию. Между тем за этой кажущейся апатичностью скрывалась непрерывная умственная работа. «Я очень склонен к покою тела, но не мысли», - говорил о себе Лядов.

Как и многие композиторы дореволюционного периода, он обращался к духовной тематике: «Из Апокалипсиса», сборник «Десять переложений из Обихода», «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко».

Анатолий Лядов преподавал элементарную теории музыки, гармонию и инструментовку. Среди его учеников Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Борис Асафьев, Виктор Беляев и другие.

Скончался Анатолий Константинович 15 (28) августа 1914 года в имении близ Боровичей.