Михаил Козловский – выдающийся русский скульптор

06.11.2017

6 ноября 1753 года родился скульптор Михаил Иванович Козловский

Детские годы Михаила Козловского прошли на морской окраине Петербурга, на Васильевском острове, в Галерной гавани. Здесь он родился 26 октября (6 ноября) 1753 года, здесь служил его отец, военный музыкант Балтийского флота Иван Козловский.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика, обученного дома грамоте и арифметики, зачисли в число воспитанников Академии художеств. Среди наставников Козловского знаменитые мастера Антон Лосенко и Николя-Франсуа Жилле.

Благодаря хорошим успехам в учебе юношу по окончании академии направили на обучение заграницу. Четыре года жизни в Риме, где он изучает творчество скульпторов эпохи Возрождения, и год в Париже стали для Козловского хорошей школой. По возвращении в Петербург, он быстро входит в передовую художественную среду города.

Тема гражданской доблести и патриотизма – одна из главных в начальный период творчества Козловского. Он обращается к древнеримской истории, к героям Древнего Рима, среди его работ «Камилл избавляет Рим от галлов» (1780-1781), накануне нашествия галлов и двадцати народов на Россию, подобные скульптурные композиции для нашей страны, определявшей себя как преемницу первого Рима, это будет выглядеть почти пророчески. 

О преемственной связи будут говорить политики, философы и историки, а деятели культуры воплощать ее в искусстве. Изображение русских самодержцев в образе древнеримских богов или героев – излюбленная тема периода Русского Просвещения. Изображая Екатерину II в виде богини мудрости Минервы, скульптор тем самым подчеркивал мудрость российской императрицы.

В другой скульптуре «Бдение Александра Македонского», которая тоже носит аллегорический характер, проявился «талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа».

В конце 1780 годов Козловский являлся общепризнанным мастером. Он вновь едет во Францию, где создает скульптуру «Поликрат», в ней отразились настроения революционного Парижа. Вернувшись в Петербург, он создает лучшие своих композиций – «Спящий Амур», «Психея», и групповую композицию «Самсон, раздирающий пасть льва». В «Самсоне» вновь воплотилась аллегория, озвученная еще Феофаном Прокоповичем в память Полтавской победы Петра.

Среди работ, имеющих прямое отношение к отечественной истории статуя «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», барельеф «Изяслав Мстиславич на поле брани» и памятник полководцу Александру Суворову в Петербурге, работа над ним началась еще при жизни прославленного русского полководца.

С 1794 года до конца жизни Михаил Иванович преподавал скульптуру в Академии Художеств. Среди его учеников Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский. Скончался прославленный скульптор в 1802 году, в возрасте 48 лет.

http://rusplt.ru/wins/mihail-kozlovskiy-vyidayuschiysya-31326.html