Паровоз «Феликс Дзержинский» - построен по заказу партии

ФД был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки

Промышленный рост, в который Россия вошла в начале XX века, был прерван Первой мировой войной, революцией 1917 года и Гражданской войной.

Показатели царского времени удалось восстановить лишь в 1928 году. В стране с привлечением западных капиталов строились новые заводы и реконструировались старые.

Большая реконструкция прошла и на Луганском машиностроительном заводе, основанном в 1896 году. Техническая оснащенность реконструированного завода, лучшая на тот момент в мире, позволила приступить к выпуску мощного грузового паровоза типа 1-5-1  (паровоз с пятью движущими осями в одной жесткой раме, одной бегунковой и одной поддерживающей осями).

Для советских инженеров и конструкторов работа над таким мощным паровозом стала первой подобного рода. Поэтому они опирались на опыт американских коллег и их разработки паровозов ТА и ТБ, выполненные по заказу советского правительства.

Поскольку железнодорожный транспорт являлся «слабым звеном» в советской промышленности, и от создания локомотива нового типа зависело очень многое, за процессом проектирования пристально наблюдали партийные товарищи из Москвы. Под чутким руководством партии коллектив инженеров завершил технически сложный проект за сто рабочих дней, к 10 августа 1931 года.

Строительство первого паровоза поручили Луганскому заводу, ударным трудом, используя модернизированную схему труда, в рекордные 70 дней рабочие собрали паровоз. Паровоз назвали в честь первого народного комиссара путей сообщения СССР Феликса Дзержинского.

Мощность «железного Феликса» вдвое превышала мощность его предшественника паровоза ЭУ при увеличении сцепного веса от 30 до 43%. Сила тяги, развиваемая на ободе колес, свыше 22 тонны, что позволяла вести поезд весом на 40% больше, чем паровозами серии ЭУ, при одновременном увеличении скорости в 1,5 раза. Такая скорость значительно увеличивала пропускную способность железных дорог.

После демонстрации в Луганске, паровоз повез специальный состав с делегацией рабочих Луганского завода в Москву. Близилась очередная годовщина Октябрьской революции, и новый мощный паровоз должен был стать одним из главных символов Октября. 6 ноября 1931 года паровоз торжественно встречали Григорий Орджоникидзе, Клим Ворошилов и другие представители правительства.  

После тщательных испытаний, и устраненных недоработок, в августе 1932 года ФД был запущен в серийное производство. Спроектированный и построенный ФД кардинально изменил советскую школу паровозостроения.

В 1934 году Съезд победителей признал ФД основной единицей товарного паровозного парка второй пятилетки.

Всего за 11 лет, с 1931 по 1941 годы на Луганском (Ворошиловградском) и на Улан-Удинском заводах (было достроено несколько штук) было построено 3213 локомотивов. Еще долгое время паровозы «Феликс Дзержинский» оставался визитной карточкой Советского Союза.

http://rusplt.ru/wins/parovoz-feliks-dzerjinskiy-31327.html