Почему не пришел Башмет?...

30.05.2017

Отсутствие мэтра озадачило участников и гостей Вечера русско-американской музыки «Над барьерами-2»

В субботу, 27 мая, насладившись великолепным видом стен Кремля в лучах заходящего солнца, интеллигентного вида москвичи сворачивали на Большую Никитскую. Их отделяло всего 200 метров от «моста», который — словно в научно-фантастических романах лучших мировых авторов! — был перекинут через Атлантику.

«Нет ли билетика? Лишнего?» - отчаянно вопрошали музыкально озабоченные меломаны у счастливчиков, сумевших добыть приглашения или билеты на вечер Русско-американской музыки «Над барьерами-2». Немудрено! Ведь в этот вечер жителям Первопрестольной, сообразно предлагавшейся программе, предоставлялась счастливый шанс услышать проникновенные звуки альта одного из лучших мировых исполнителей наших дней — Юрия Башмета и саксофона величайшего джазиста современности — Игоря Бутмана.

По замыслу устроителей, вечер должен был стать культурным мостом, на котором, невзирая на холодные и горячие войны, политические и дипломатические неурядицы, встретятся и подарят нам счастливые минуты исполнители, творящие по обе стороны океана.

Оркестр «Новая Россия». Фото: www.meloman.ru
Оркестр «Новая Россия». Фото: www.meloman.ru

На сцену вышли музыканты Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Именно этот прекрасный коллектив, история которого начинается с 1990 года, не так давно принял деятельное участие в подготовке и проведении культурной программы зимних Олимпийских игр в Сочи. Для этого события «Новая Россия» исполнила и записала государственные гимны России и других стран-участниц Олимпиады.

Дирижер Джон Аксельрод. Фото: Вести.ру
Дирижер Джон Аксельрод. Фото: Вести.ру

Замечательных российских исполнителей и американского дирижера Джона Аксельрода, работающего в живой, экспрессивной манере, зал встретил овациями. Грянула великолепная увертюра «Слава!» композитора Леонарда Бернстайна, жизнь которого прошла в США, но корни были… под Ровно.

Яркое начало музыкальному вечеру было положено. В преддверии исполнения «Вариаций на тему Паганини» Сергея Рахманинова, большая часть творческой жизни которого прошла за пределами Родины, на сцену вышел пожать руки российским музыкантам блестящий украинско-американский пианист, киевлянин, лауреат многочисленных международных премий Вадим Холоденко. Виртуозность его исполнения удивляла и покоряла. Чарующие звуки фортепиано в сопровождении оркестра то возносили слушателей на высоты безудержной экспрессии, то растворяли в жизнеутверждающей, словно проникнутой лучами пробившегося сквозь стены консерватории заходящего солнца, гармонии. Зал взрывался восторженными аплодисментами, которые долго не давали музыкантам «Новой России» и дирижеру продолжить выступление.

После отзвучавших вариаций на тему Паганини, зрители переглянулись, так как согласно сообщению ведущей концерта отделение завершала сюита № 2, написанная Игорем Стравинским, покинувшим Россию в канун Первой мировой войны. Автор палитры замечательных произведений имел гражданства Франции и США, но переставал ли Игорь Федорович хоть на мгновение быть русским композитором. Ответ очевиден.

Зрители ждали Юрия Башмета, который мог исполнить в этот вечер «Адажио для альта и струнных», созданное уроженцем Ленинграда Игорем Райхельсоном, переехавшем в США в 1979 году. Но не случилось. Мастер не пришел порадовать своих поклонников, которые грустно полистывали брошюрку, где мелким шрифтом в самом низу было отмечено «в программе могут быть изменения». Свободных мест после перерыва едва заметно прибавилось…

Впрочем, второе отделение, начавшееся «Концертом для альта с оркестром» И. Райхельсона, во многом компенсировало отсутствие Башмета. На сцену вышла корейско-американская альтистка Юра Ли, ученица Анны Чумаченко и призер многочисленных фестивалей. Она продемонстрировала аудитории, как бывает, если мост перекинут не только между Россией и Америкой, но и между сердцем исполнителя и космическими сферами, где царят и любовь, и безмятежность, и эхо отзвучавших бурь, и радость пережитых побед. Все эти мотивы, казалось, были зашифрованы в «Концерте для альта с оркестром» Игоря Райхельсона.

Юра Ли, не только выступающая на сцене, но и обучающая мастерству студентов дрезденской Высшей школы музыки имени Карла Марии фон Вебера, была по-настоящему прекрасна.

Вечер продолжился задорной «Кубинской увертюрой» Дж. Гершвина, а затем… мы оказались в совершенно другой системе координат — на «Планете Джаз»!

Биг-бэнд Игоря Бутмана. Фото: www.mmdm.ru
Биг-бэнд Игоря Бутмана. Фото: www.mmdm.ru

После небольшой технической паузы на сцену вышли музыканты биг-бэнда легендарного Игоря Бутмана. Мастер саксофона добился всесоюзного признания в давно ушедшие времена. Невзирая на достаточно осторожное отношение к джазу в СССР, Игорь Бутман был назван «открытием года» еще в газете «Советская молодежь» в 1981 году, а уже спустя два года выступал вместе со знаменитым оркестром Олега Лундстрема. Впереди было сотрудничество с «Популярной механикой» Сергея Курехина, группами «Кино» и «Аквариум». Всё увенчалось созданием одного из лучших мировых биг-бэндов.

Этот джаз-оркестр покорил Линкольн-центр и Карнеги-Холл, а теперь преображал атмосферу Большого зала консерватории роскошными джазовыми ритмами. Присутствующие затаили дыхание: тандем сладкоголосой скрипки, которую держала в руках блистательная Екатерина Асташова, и звучание великолепного саксофона Игоря Бутмана не оставил ни малейших сомнений в том, что именно музыка — та система координат, которая позволяет нам забыть о международных распрях и политических баталиях, потенциальных угрозах и территориальных спорах.

Так и есть… И вечер «Над барьерами-2» - лучшее тому подтверждение.