Полет «нормальный»!

18.01.2018

Посмотрев БДСМ-концерт курсантов Ульяновского авиационного училища, мы расскажем о том, кому доверяют пилотирование авиалайнеров и приведем расшифровки бортовых самописцев самолетов, упавших по вине пилотов

Просматривая легендарный фильм «Экипаж» с Георгием Жжёновым, мы невольно испытываем восторг, наблюдая за виртуозной работой пилотов. Но это кино! А кто приходит в гражданскую авиацию в жизни? Вопрос актуален. Ведь впереди сезон отпусков. И даже самые смелые россияне предпочтут не садиться в самолет, за штурвалом которого «русский сокол», находящийся в нетрезвом состоянии или… просто НЕ летчик, а например, его родственники.

Вот они! Будущие пилоты, которые прославили областной город Ульяновск на всю нашу необъятную Родину. 

Отметить грядущий день студента курсанты Института гражданской авиации решили, надо сказать, весьма оригинально, сняв видеоролик под названием «Почему не стоит летать на самолетах?».

Оставшись в разноцветных трусах и летных фуражках с орластыми околышами, молодые курсанты взяли в руки предметы хозяйственно-бытового назначения, прихватили в кадр бананы, а также другие полезные вещи, с помощью которых могли имитировать «бурную сексуальную деятельность» в родном образовательном учреждении, и предложили населению свою версию знаменитого клипа «Satisfaction».

Директор Центра культуры и творчества, созданного при их родном институте, Марина Анатольевна Ерастова, вполне возможно, не заметила бы этого уникального перформанса (или даже поощрила бы его участников за находчивость и творческий энтузиазм), но видео очень быстро разошлось на всю страну. Эту «художественную самодеятельность» будущих пилотов начали транслировать в эфире федеральных каналов. У телезрителей возник лишь один вопрос: «Сяду ли я в самолет, которым будет управлять команда ярко выраженных балбесов или нет?»

Ответ в этой статье искать бесполезно. Но… то ли еще было!

Можно познакомиться с расшифровками бортовых самописцев самолетов, командиры кораблей которых были «большими оригиналами» и загубили не одну жизнь.

Расшифровки самописцев, мы рекомендуем слушать только самым стойким читателям. На одной из них зафиксированы последние минуты полета аэробуса А310, который упал 23 марта 1994 года под Междуреченском.

Причина падения? Папа, командир корабля, поочередно пускал за штурвал «порулить» то сына, то дочь, которые управляли воздушным судном, пока папа наблюдал за их, увы, последним «экспириенсом» в такой короткой детской жизни, которую оборвала нелепая и трагическая смерть.

На видео приведена компьютерная имитация последних минут полета. 

Второй пилот (представляется диспетчеру Новосибирска, внешний эфир): Новосибирск, «Аэрофлот» 593-й, проходим вашу точку на эшелоне 10 100. 

Командир воздушного судна (далее – КВС) (обращается дочери): Ну, Яна, будешь пилотировать? 

Яна (дочь КВС): Нет! 

КВС (дочери): На кнопки не нажимай. Вот эту красную не трогай!.. 

Яна: Пап, а это можно крутить? 

КВС: Новокузнецк слева видишь? 

Яна: Мы так низко летим? 

КВС: 10100 метров. 

Яна: Это много, да? 

КВС: Много... 

Яна пытается покинуть кресло. 

КВС: Подожди, не торопись... 

Яна: Я и так осторожно... 

В кресло садится сын командира воздушного судна Эльдар.

Эльдар: Это крутить можно? 

КВС: Да! Если крутить влево, куда самолет пойдет? 

Эльдар: Влево! 

КВС: Поворачивай! Влево крути! 

Эльдар: Здорово! 

КВС: Влево идет самолет? 

Эльдар: Идет. 

Проходит несколько минут. 

Эльдар: А чего это он поворачивается? 

КВС: Сам поворачивается? А вот чего он поворачивается – я не знаю.

Второй пилот: Мы в зону вошли ожидания.

КВС: Да?

Второй пилот (понимает, что самолет «снялся» с автопилота): Ребята!

КВС (сыну, Эльдару, который находится в кресле пилота). Держи штурвал! 

Пилот: Скорость! 

КВС: Влево крути! Влево! Вправо! Влево!

Пилот: Да влево! Земля вот!

КВС: Эльдар, выходи! Вылезай, Эльдар! Выходи! Выходи! Выходи! Выходи! (Хрипит).  Выходи, говорю! Полный газ! 

Срабатывает сигнал чрезвычайной ситуации на борту. В этот момент перегрузки возросли в разы. И подросток долгое время не может покинуть кресло пилота. Отец, осознавший, что усилие, приложенное к штурвалу его сыном, вывело самолет из режима автоматического пилотирования и перевело его в режим ручной, пытается вернуться на место. Но когда ему это удается… Уже слишком поздно.  

Пилот: Дал газ! 

КВС: Полный газ! 

Пилот: Дал газ, дал! Какая скорость?

КВС: Так… (Командир в кресле, приступил к управлению самолетом). Газ полный?!  

Пилот: Дал!

КВС (оценивает ситуацию, смотрит на приборы): Скорость большая очень! 

Пилот:  Большая, да?

КВС: Большая, конечно!  Так! Выходим! Выходим! Выходим! Вправо! Вправо ножку! Большая скорость! Убери газы! 

Пилот: Прибрал! 

КВС: Потихо-о-о-нечку! 

Пилот: Опять! 

КВС: Вправо не крути! Вот! Сейчас выйдем! Все нормально!  Потихоньку! Мы выйдем!

Запись бортового самописца обрывается на, казалось бы, оптимистичной ноте... Но, увы. Спасти самолет и людей не удалось. Признавая всю очевидную даже для непрофессионала нелепость поступка командира воздушного судна, не просто допустившего в кабину посторонних, а разрешившего управлять самолетом своим детям, стоит отметить, что он отчаянно боролся за спасение самолета до последнего момента. И не терял самообладания.

Аэробус А-310, следовавший по маршруту Москва-Гонконг, упал в лесу под Междуреченском, разрушившись полностью. Не выжил никто. 75 погибших. 63 пассажира, среди которых был режиссер Игорь Алейников и герой соцтруда Дмитрий Мельников, а также 12 членов экипажа, таким вот нелепым и страшным образом вошедшего в историю российской гражданской авиации.

Еще более кощунственной с точки зрения поведения пилотов за штурвалом авиалайнера выглядит катастрофа, которая произошла в Перми в 2004 году.

Упавший авиалайнер Boeing 737-500 принадлежал компании «Аэрофлот-Норд». Катастрофа произошла при заходе на посадку 14 сентября 2004 года в 05.09 утра. Это время, когда организм человека наименее расположен к выполнению «сложносочиненных» действий. Но результаты экспертизы ошеломили даже видавших виды экспертов. Да и расшифровка бортовых самописцев подтвердила, что адекватность людей за рулем… оставляла желать лучшего.

Давайте послушаем! Что же случилось? 

Исходя из записи, даже неспециалист может отметить, что 34-летний пилот Роман Медведев, мягко говоря, «устал». В кресле справа – второй пилот Рустем Аллабердин.

Язык командира заплетается, он что-то пытается мычать в микрофон, лексикон командира далек от летного: «Короче, мы щас в эту точку попадем и надо делать, надо всю эту … делать».

В какой-то момент командир передал управление второму пилоту, у которого… отсутствовал достаточный стаж управления самолетами этого типа. Себе «на откуп» он оставил радиообмен с Землей и общий анализ ситуации. Но и результаты этого «радиообмена» поражают.

Кризиса ситуация достигает, когда самолет переход под управление диспетчера Ирека Бибикова с позывным «Пермь-Старт», на которого будут пытаться возложить часть вины за случившееся.

Приведем этот диалог также в текстовом формате.  

Диспетчер «Пермь-Старт» Ирек Бибиков (обращается к борту, называя его позывной, и представляется в эфире): …821, Пермь-Старт, доброе утро. Удаление тринадцать с половиной, правее три тысячи…

Командир корабля (далее – КВС, сонным голосом): Аэрофлот, 821… А… Подскажите метеоусловия?

Диспетчер «Пермь-Старт»: Аэрофлот, 821. Видимость 10 километров, нижний край 240, дождь.

КВС (еле слышно). Аэрофлот, 821, понял…

Пауза.

Диспетчер «Пермь-Старт»: Аэрофлот, 821, удаление 13, подходите к глиссаде… 821, подходите к курсу…

Командир корабля (внутренний эфир, обращается ко второму пилоту)… Так, закрылки 30, какая скорость-то у нас должна быть, твою мать?

Слышен невнятный ответ пилота.

Диспетчер Пермь-Старт»: 821, по моим данным вы набираете (прим. авт. высоту). Подтвердите?

КВС: Аэрофлот 821, подтверждаю набор… снижаемся.

Диспетчер Пермь-Старт»: 821, выполняйте правый разворот, курс 360, снижайтесь 600…

КВС: Курс 360, снижаюсь 600, 821… (второму пилоту). На вариометр посмотри!

Диспетчер «Пермь-Старт»: Аэрофлот 821, до четвертого разворота векторение рассчитывайте…

КВС: Аэрофлот 821, если вы не возражайте, продолжим заход…

Срабатывает система оповещения об экстремальной ситуации на борту. До катастрофы ровно минута.

Диспетчер «Пермь-Старт»: 821! Курс 360, снижайтесь 600. Рассчитывайте повторный заход.

КВС: Курс 360, снижаюсь 600, 821

Диспетчер окончательно понимает, что на борту творится что-то неладное.

Диспетчер «Пермь-Старт»: 821, у вас все нормально в экипаже?

КВС: Аэрофлот, 821, подтверждаю.

Диспетчер «Пермь-Старт»: 821, понял. Тогда строго выполняйте команды и рассчитывайте векторение до четвертого разворота. Правый разворот на курс 360, снижайтесь 600.

КВС: Снижаюсь 600, курс 360. Аэрофлот, 821.

До катастрофы менее 30 секунд.

Второй пилот (неожиданно понимая, что он не справляется): Возьми, а? Возьми, возьми!!!

Что происходит? Второй пилот, не имея достаточного навыка управления самолетом «Боинг», просит командира корабля взять управление на себя.

— Да что возьми?! Я ж тоже не могу! – расписывается в последние секунды жизни командир под монотонное оповещение системы безопасности о сближении с Землей. Но, судя по следующей реплике, командир, все-таки, берет управление на себя и совершает последнее… губительное действие в своей летной карьере – дергает штурвал влево.

Второй пилот Аллабердин, который находится справа, успевает среагировать и предупредить КВС о том, что тот совершает непоправимую ошибку.

Второй пилот: «Наоборот, в другую сторону, … мать! Чё мы делаем-то?!
Диспетчер «Пермь-старт»: 821, работайте с подходом 127,1.

КВС: … мать!

Столкновение с Землей.

Эксперты найдут в крови командира воздушного судна Романа Медведева этиловый спирт. Будут сделаны выводы о его многодневной переработке, которая привела к накоплению усталости (что, конечно, не оправдывает факт употребления алкоголя в полете). Но это не все. Как оказалось, уровень владения пилотов английским был недостаточным для управления «Боингом», чья документация представлена пилота только на иностранном языке. Не хватало им и опыта полетов на самолетах такого класса…

В этой катастрофе по вине пьяного летчика и людей, допустивших его к полету, погибли все 88 человек, находившихся на борту. Среди пассажиров был Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев, вице-презедент Всероссийской федерации самбо Владимир Погодин, а еще… семеро детей, для многих из которых этот роковой полет стал первым и последним в жизни.

Можно ли было спастись? Летчики-испытатели, анализировавшие ситуацию, свидетельствовали в один голос о том, что если бы пилоты… бросили управление воздушным судном, «врубили» бы автопилот и произвели повторный заход, самолет все сделал бы за них сам.  

Увы, это тот позорный случай, когда не какая-то роковая техническая поломка или трагическое стечение обстоятельств, которые невозможно было предугадать, а именно поведение некомпетентных людей за штурвалом, в частности, нетрезвого командира корабля, привело к трагедии.

Так может, перестрахуемся? Исключим попадание маргиналов и пьяниц в гражданскую авиацию? Может, действительно поблагодарим мальчиков из Института гражданской авиации за «прекрасный концерт» и предложим им хорошо оплачиваемые должности в наземных грузоперевозках?

Ответ на этот вопрос очевиден. Ведь на самолетах летаем не только мы, но и наши дети.  

http://rusplt.ru/society/polet-normalnyiy-32475.html