Последний святой царской России

Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е годы ХХ века
Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири. Икона. 10-е годы ХХ века

Сегодня Православная Церковь совершает память святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири

Святитель Иоанн (Максимович) стал последним святым, прославленным в царской России. Николай II, отвечая в 1916 году на поступивший из Синода доклад о предстоящей канонизации митрополита Иоанна Тобольского, написал: «Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением… верю в предстательство святителя Иоанна Максимовича в эту годину испытаний за Русь Православную». Император чувствовал надвигающуюся на Россию страшную бурю, свои последние дни перед отправкой в Екатеринбург, он вместе с семьей проведет в Тобольске.

Будущий просветитель Сибири родился в 1651 году в городе Нежине, в дворянской семье. После окончания Киево-Могилянской коллегии остался при ней учителем латинского языка, по западному образцу преподавание в духовных учебных заведениях велось на латыни. После преподавательской деятельности в коллегии, которая продолжалась восемь лет, Иван принял монашеский постриг в честь Иоанна Златоуста в Киево-Печерском монастыре и был рукоположен в священный сан.

После кончины архиепископа Черниговского Феодосия, архимандрит Иоанн, как человек соответствующий всем высоким требованиям к кандидатам в высшую степень священства, был посвящен в епископа на древнюю черниговскую кафедру.

В Чернигове владыка Иоанн создал духовное учебное заведение для юношества, которое по его замыслу должно было стать «новыми Афинами» – школой просвещенного благочестия и образцом для создававшихся в других епархиях семинарий.

Там же святитель написал ряд духовных сочинений: «Зерцало от Писания Божественного», толкование на молитву «Отче наш», толкование на заповеди блаженств и самый известный труд «Илиотропион». Последний, составленный на основе сочинения Иеремии Дрекселя и адаптированный для русского читателя, рассказывает о сложной философской и богословской проблеме согласования божественной и человеческой воли.

В трактате проводится мысль, что душа человеческая, подобно подсолнечнику (илиотропиону), должна «неразлучно обращаться к солнцу утром, в полдень и вечером не только в светлые дни, но и в мрачные», при том, что солнце человеческой жизни, с которым мы должны соизмерять свое существование – это Бог.

Несмотря на то, что «Илиотропион» не является собственным произведением святителя Иоанна, это произведение, как отмечают исследователи, «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика».

В 1710 году архиепископа Черниговского Иоанна возвели в сан митрополита с назначением на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Это назначение в далекий край связывают с происками Александра Меншикова. Однажды любимец Петра велел прибыть архиепископу Иоанну для освящения храма в одном из своих черниговский имений, на что святитель ответил, что назначать дату церковной церемонии – это дело епископа, а не светского правителя.

Когда владыка Иоанн получил известие о назначении в Сибирь, он пророчески произнес: «Далеко мне ехать, но он будет еще дальше меня». И действительно, спустя много лет Меншикова отправят в ссылку в Берёзов.

Свое служение в Тобольске святитель начал в 1712 году, территория обширнейшей Сибирской епархии в то время простиралась от Урала до Тихого океана

Здесь он продолжил миссионерские труды, начатые его предшественником святителем Филофеем (Лещинским, его память отмечается также 23 июня), по просвещению хантов и манси. Митрополитом Иоанном в империю Цин была направлена первая Пекинская духовная миссия, впоследствии она будет играть важную роль в российско-китайских отношениях.

В Тобольске митрополит Иоанн открыл около двадцати богаделен. Он не просто руководил социальными проектами, но и сам оказывал нуждающимся редкостное нищелюбие. Постучав в окно дома бедняка, он говорил: «Примите во имя Иисуса Христа», а потом, оставив на пороге вещи или деньги, уходил не открываясь.

Предчувствуя день своей кончины, 9 июня 1715 года святитель Иоанн устроил в своих покоях обед для городского духовенства и нищих, которым сам прислуживал за столом, а потом, простившись со всеми, ушел в свою келью, и на следующий день, 10 июня, его нашли почившим: митрополит умер стоя на молитве, коленопреклоненным.

Святитель Иоанн был погребен в Софийском Успенском соборе Тобольска, чудеса исцелений на его гробе стали происходить сразу после его кончины. В 1916 году он был прославлен в лике святых, святитель Иоанн стал последним святым, прославленным в синодальный период.

http://rusplt.ru/church/posledniy-svyatoy-tsarskoy-30049.html