Растёт взаимопонимание

Компьютер научили распознавать эмоции в речи

Нижегородский филиал Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) разработал автоматическую систему, способную определять эмоции человека по голосу.

Компьютер давно и весьма успешно преобразует речь в текст. Однако

эмоциональная составляющая, важная для передачи смысла, остаётся упущенной. Например, на один и тот же вопрос «Всё в порядке?»  человек может ответить «Конечно!» с разными интонациями: спокойно, с вызовом, жизнерадостно и так далее. Но то будут совсем разные реакции!

Сотрудники факультета Информатики, математики и компьютерных наук Нижегородского филиала НИУ ВШЭ Анастасия Попова, Александр Рассадин и Александр Пономаренко обучили нейронную сеть распознавать восемь эмоций: «нейтральная», «спокойная», «счастливая», «грустная», «злая», «испуганная», «отвращение», «удивление», и в 70% случаев компьютер определил эмоцию правильно.

Звук преобразовывался в изображения – спектрограммы, что позволило работать со звуком методами, применяемыми для распознавания изображений. В исследовании использовалась свёрточная нейронная сеть глубокого обучения с архитектурой VGG-16.

Нейронные сети – связанные друг с другом процессоры, способные к обучению, анализу и обобщению. Эта умная система превосходит традиционные алгоритмы: взаимодействие человека и компьютера становится более интерактивным.

«Наиболее успешно программа различает нейтральные и спокойные интонации. А вот счастье и удивление распознаёт не всегда», - отметили учёные. Счастье часто воспринимается как страх и печаль, а удивление – как отвращение.

Доклад об этой работе был представлен на международной конференции «Neuroinformatics-2017».

http://rusplt.ru/umnaya-rossiya/rastet-vzaimoponimanie-31375.html