С конвейера Нижегородского автозавода сошла первая «полуторка»

29 January 2018

В довоенное время «ГАЗ-АА» был самым массовым грузовиком

Один из крупнейших автомобильных заводов СССР был построен при участии американский компании Ford – торгового партнера России с 1907 года. Отношения были расторгнуты октябрьским переворотом и гражданской войной, но новые власти поспешили с выгодным партнером их восстановить.

Строительство завода в Нижнем Новгороде по проекту компании Albert Kahn, Inc. началось летом 1929 года, оно велось силами «Металлостроя».

Нижегородский автозавод вступил в строй в первый день 1932 года и спустя четыре недели, 29 января с его конвейера сошел первый грузовик НАЗ-АА. В октябре город сменил название в честь псевдонима пролетарского писателя на Горький, поменялась название завода и, соответственно, автомобиля.

Прототипом ГАЗ-АА послужил Ford Model AA, отличия первых полуторок от американского грузовика были незначительными, среди которых деревянная кабина, усиленный картер сцепления, воздушный фильтр и т.д. Основой конструкции грузовика служила стальная штампованная лонжеронная рама лестничного типа, подвеской – рессоры, которые обеспечивали грузоподъемность в полторы тонны. Отсюда и название – полуторка.

В конце года завод выпускал по 60 автомобилей в сутки.

С 1933 года для сборки использовались только советские комплектующие.

В 1938 году полуторку модернизировали, она получила двигатель мощностью 50 л/с (до этого стоял 42 л/с), усиленную подвеску и новые карданный вал и рулевой механизм. Среди других модификаций «полуторки»: шестиколесный ГАЗ-ААА повышенной проходимости, ГАЗ-42 – в качестве топлива использовались поленья, броневой автомобиль БА-10, автобус ГАЗ-03-30, санитарный автомобиль ГАЗ-55, пожарный ПМГ-1.

В годы войны ГАЗ-АА стал «универсальным солдатом», который использовали как в военных целях, так и в нуждах народного хозяйства. Самые яркие страницы «биографии» грузовика приходятся именно на военные годы.

Сегодня легендарный грузовик, установленный на постаменте, можно увидеть во многих городах страны. 

http://rusplt.ru/wins/nazad-konveyera-gorkovskogo-29112.html