Саровская пустынь: здесь подвизался преподобный Серафим

30.06.2017

Вид Саровской пустыни. Литография мастерской Ж. Лемерсье. 1860-е годы
Вид Саровской пустыни. Литография мастерской Ж. Лемерсье. 1860-е годы

29 июня 1706 года был основан Саровский монастырь

В царской России было немало обителей, лучшим украшением которых являлись не золоченые купола благолепных храмов, а люди, прославившие обитель воплощенным идеалом христианской любви.

В Киеве – это был Киево-Печерский монастырь со знаменитыми преподобными Антонием и Феодосием и многочисленными подвижниками, что ныне покоятся в Ближних и Дальних пещерах, под Москвой – Троице-Сергиева обитель, основателем которой был преподобный Сергий Радонежский, в Калужской губернии – Оптина пустынь с плеядой выдающихся старцев, а в Тамбовской губернии – Саровская пустынь, она стала известна благодаря преподобному Серафиму.

Знаменитая обитель возникла три с лишним столетия назад у слияния рек Саровки и Сатиса, на месте татарского городка Сараклыч, который после взятия Иваном Грозным Казани пришел в запустение и стал называться Старым Городищем.

Пустынники на этом месте, которое самой природой было создано как крепость, жили еще в XVI столетии, но датой основания монастыря считается 16 июня (по юлианскому календарю) 1706 года, когда здесь был освящен первый, деревянный, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Вскоре близ обители возник целый городок Саров, после чего она стала именоваться Сатисо-Градо-Саровской. Ее устав, составленный по строгим образцам уставов древнехристианских общежительных обителей, вскоре был принят и в других российских монастырях. Саров поэтому называли колыбелью и академией монашества.

По правилам Саровского общежития все необходимое для жизни монахи добывали своим трудом: они сами возделывали землю и сеяли пшеницу, мололи муку, плели лапти и шили одежду. А в трудные и неурожайные годы монастырь открывал свои закрома нуждающимся крестьянам.

За безмолвие, труд, молитву и братолюбие братия Саровской обители пользовалась авторитетом не только среди православных, но и у раскольников, которые в большом количестве проживали в местах близ монастыря.

Среди подвижников монастыря отцов Ефрема, Пахомия, Назария, Марка, особенно выделяется имя Серафима Саровского, сегодня оно известно во всем православном мире.

В обитель Прохор, таково его имя в крещении, поступил в юном возрасте и всю свою жизнь провел в строгом исполнении евангельских заповедей. Он стяжал дух мирен, и тысячи людей спаслись вокруг него. Серафим Саровский стал истинным духовным светочем земли Русской.

После того как в 1903 году преподобный Серафим был причислен к лику святых, в Саровскую пустынь потянулись тысячи богомольцев со всей России. Двухсотлетие обители стало всероссийским торжеством, которое своим присутствием почтила семья последнего русского самодержца Николая II.

После 1917 года Саровский монастырь и основанную батюшкой Серафимом Серафимо-Дивеевская женскую обитель постигла участь многих русских монастырей, они были закрыты и разорены. В 1950 годах Саров, получивший кодовое имя «Арзамас-16», стал закрытым городом, где размещался исследовательский центр по разработке ядерного оружия.

В 1990-е годы богослужения в Сарове возобновились, а мощи преподобного Серафима в 1991 году были перенесены в возрожденную Дивеевскую обитель из Петербурга. Монашеская жизнь в Саровской обители была вновь возобновлена летом 2006 года.

http://rusplt.ru/church/sarovskaya-pustyin-zdes-30090.html