Чем труд отличается от работы: что сказано в «Домострое»

24.06.2018

«Домострой» как свод правил мирской жизни, появился в Новгородской республике в XV веке. До этого частная жизнь на Руси фактически не имела своего «устава», и несмотря на Православие в «домоводстве» сохранялись языческие обычаи предков.

Спустя столетие «новгородские правила жизни» были переняты и Москвой: протопоп Сильвестр переписал новгородский «Домострой» в качестве назидания молодому царю.  Полное заглавие книги в редакции   Сильвестра таково: «Книга, глаголемая Домострой, имеет  в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням». Во всех своих редакциях «Домострой» делится на три основные части: первая — о том, «како веровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царя чтити»; вторая — «о мирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и с домочадцы»; третья — «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. К основному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена 64-я глава - послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни  протопоп резюмирует все содержание  «Домостроя».

Слово «домострой» является словообразовательной калькой греческого слова «ойкономиа». В византийской традиции это слово носило сакральный смысл, в отличие от производного от нее «экономика». Главная идея «домостроительства» состояла в том, чтобы научить человека, живущего в мире телесном, сохранить свою душу для жизни вечной. Основным условием «мирского» спасения составители Домостроя видели в постоянной памяти о Боге и страхе Божием, независимо от того, что делает человек в каждую минуту своего бытия.

Труд в Домострое приносит не богатство, но «имение», а богатство рассматривается как соблазн. В результате вырабатывается принцип умеренности как основа мирского аскетизма, т.е. спасение души может быть достигнуто не только путем монашеской аскезы, а праведной, в том числе и трудолюбивой жизнью в миру. Слова «труд» и «работа» в Домострое различаются по значению. «Работа» - это нечто подневольное, связанное с суетным миром. «Труд» же - деятельность богоугодная, направленное на благо свое и ближних.

Ну а теперь проверим наши риторские способности и прочитаем отрывок из "Домостроя" вслух.

В домовитом обиходе и везде всякому  человеку  государю  или государыни или сыну или дщери или служке мужеска полу,  и женьска и стару и малу всякое дело начати или рукоделничати, или ести или пити  или  ества  варити  или печи што и всякие приспехи делати и всякое рукоделие и всякое мастерьство,  и устроив собя очистив от всякия скверны и руки умыв чисто преже святым покланятися в землюа по нужи или  до  пояса  кто  умеете  достоино,  проговорити  да благословясь   у  настоящаго  да  молитву  Исусову  проговоря  да перекрестяся молвя Господи благослови Отче тож начати всякое дело ино тому Божия милость поспешествует Аггели невидимо помогают,  а беси отбегнут и то дело Богу в честь а души на пользу  и  ести  и,  з  благодарением ино сладко а што впрок зделано ино мило а делати с молитвою,  и з доброю беседою или с молчанием а  делаючи што ни буть начнется слово празное или хулное или с роптанием или смехи или кощуны, или скверныя и блудныя речи от такова дела а от таковыя беседы Божия милость отступит;  Аггели отъидут скорбни, и возрадуются нечестивии демони,  видя волю свою содевающу безумнии християне  и  приступят ту лукави влагающе в мысль всякую злобу и всякую вражду и ненависть и подвизают помыслы на блуд и на  гнев, и  на  всякие кощуны и сквернословие и на всякое зло ино,  то уже дело,  ества или питие не споро,  и всякое  мастерство  и  всякое рукоделие  не  о  Бозе  свершается,  Богу  на  гнев,  а  людем не благословленое не потребно и не мило, и не прочно а ества и питие не укусна и не сладъка только врагу и его слугам угодно и сладко, и радостно,  а къто в естве,  и в питии и во всяком рукоделии  не чисто стряпает,  и во всяком мастерьстве што украдет или прилжет, или божитца на криве не толко зделано или не в толке стало  а  он лжет и те все дела не угодны Богу беси написуют,  и в том во всем человеку истязану быти в день Страшнаго Суда.