Атомный Авианосец 1143.7 "Ульяновск" - нет повести печальнее на свете...

Золотая эпоха советского (российского) военно-морского флота пришлась на 80-е годы 20-го века. В то время боевой состав ВМФ активно пополнялся различными кораблями дальней морской и океанской зоны - крейсеры 1144, 1164; авианесущие крейсеры 1143, 1143.5; эсминцы 956; БПК 1155 и прочее. Венцом всего этого изобилия должны были стать атомные тяжелые авианесущие крейсера (АТАВКР) проекта 1143.7 - концептуально логичное продолжение проекта 1143.5 (например, "Адмирал Кузнецов"). Головной "Ульяновск" был заложен на Николаевких вервях как заказ С-107 в 1986 году и должен был встать в строй в 1995. Планы были на постройку 4 подобных систершипов, однако история распорядилась иначе...

модель проекта 1143.7
модель проекта 1143.7

Дальнейшее повествование будет разделено на 2 части - описание характеристик проекта и "шпионская" история утилизации.

1. Как было сказано ранее, проект 1143.7 - логическое продолжение предшественника. По сравнению с 1143.5 советский авианосец должен был стать больше, практически сравнявшись по этому показателю с американскими "Нимицами", и обзавестись четырьмя ядерными реакторами КН-3 общей мощностью 280000 л.с. Сохранялась "крейсерская" компонента, т.е. средства самообороны и атаки - 16 ПКРК "Гранит" (с "мокрым" стартом), ЗРК "Кинжал", противоминное и противолодочное вооружение.

Авиагруппа должна была составлять 68 летательных аппаратов. Ее состав обусловливался оборонительной концепцией ВМФ СССР - авианосцы были призваны выполнять преимущественно роль ПВО и противолодочные функции. 60 истребителей Су-33М, 8 противолодочных и спасательных вертолетов Ка-27, а так же впервые в состав авиагруппы советского авианосца должны были входить самолеты дальней радиолокационной разведки - 4 Як-44РЛД.

Прочие характеристики: водоизмещение 79758 тонн; длинна 324,6 метра; ширина 75,5 метра; высота 65,5 метра; скорость хода 30 узлов; дальность плавания не ограничена при автономности 120 суток; экипаж 3400 человек (экипаж корабля— 2300 человек, авиагруппа — 1100 человек).

1143.7
1143.7

К концу 1991 года корпус корабля, который в основном состоял из броневой стали, был готов, а общая готовность оценивалась примерно в 30%. После СССР канул в лету и недостроенный "Ульяновск" был решено по решению властей Украины и молчаливому согласию России порезать на металл - заказ С-107 перестал существовать.

2. История утилизации головного корабля проекта 1143.7 подозрительно напоминает шпионскую. Все началось с того, что Черноморский завод получает соблазнительное предложение на строительство серии крупных танкеров (водоизмещением 45000 тонн) от одной зарубежной компании. Естественно, без освобождения стапеля, на котором стоит "Ульяновск" это неосуществимо. Практически одновременно с этим, по странному стечению обстоятельств, некий Виталий Козляр - владелец американской фирмы - предлагает выкупить разрезанный на куски корпус авианосца за 550 долларов США за тонну (при средней рыночной цене за подобный лом чуть более 100 долларов). Предложение, от которого невозможно отказаться! Корабль стали резать "стахановскими" темпами, даже не смотря на то, что платежи по контракту (который подписал почему-то вице-президент фирмы-покупателя, а не президент Козляр) задерживаются. Чуть позже Козляр заявляет, что не понимает откуда появилась цена в 550 долларов, что наподписывал его вице-президент, он не в курсе и не готов платить больше 120 долларов за тонну. Руководство завода не спешит соглашаться с такими условиями и ищет новых покупателей, но на завышенные цены естественно никто не согласился.

Резку закончили за рекордные 10 месяцев. Куски корпуса валяются по всему заводу, т.к. сбыть их на выгодных условиях не удается, а переплавить не возможно, ибо для увеличения скорости работ резали кусками настолько большими, что они не помещаются в плавильные печи металлургических заводов.

А что с постройкой танкеров для иностранной компании? Их заложили и начали строить, в том числе на стапеле утилизированного "Ульяновска". Однако, вскоре заказчик заявил, что не давал полномочий фирме подписавшей с Черноморским заводом контракт, и вообще танкеры уже строятся на южнокорейских верфях. Фиаско, братан!

"Ульяновск" на николаевских верфях
"Ульяновск" на николаевских верфях

Всё это подозрительно смахивает на операцию неких иностранных спецслужб по уничтожению самого мощного корабля вероятного противника еще до его спуска на воду. Развести как лохов в напёрстки украинских промышленников, не искушенных в то время в тонкостях дикого капитализма, было не сложно, особенно в эпоху политической и экономической турбулентности. Конечно, с высоты прошедших лет нам очевидно, что шансов на достройку "Ульяновска" не было, об этом нам ярко свидетельствует судьба крейсера 1164 "Украина" ("Адмирал флота Лобов"). Но, видимо, в 1991 году это было не очевидно!

Так же на моем канале читайте:

БДК 1174 "НОСОРОГ" - ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД

МОДЕРНИЗАЦИЯ АТОМНОГО КРЕЙСЕРА "АДМИРАЛ НАХИМОВ"

РОССИЯ СТРОИТ БОЕВЫЕ ЛЕДОКОЛЫ

Подписывайтесь на канал! Жмахайте палец вверх!

Оставляйте свои комментарии.