Александр Ф. Скляр про БГ + Вертинского

4 January

Из нашей беседы с Александром Скляром,,,

В свое время «Юнкера», которых исполнил Гребенщиков в фильме Учителя «Рок», совершенно всех перепахали и вызвали интерес к Вертинскому у той аудитории, которая слушала социальный рок и вообще не знала совершенно ни поэзию, ни бардов. Вы помните этот фильм и это исполнение?

– Я даже этот фильм не видел. Но Борино исполнение я слышал.

– И что вы можете сказать?

– Мне кажется, что это одна из наиболее удачных его версий из всего, что он пел Вертинского. Новая волна интереса к Вертинскому, вполне вероятно, была инициирована именно Борисом.

– Но мне кажется, поскольку это была перестроечная движуха, в песне «Юнкера» слышался политический какой-то подтекст… вот чем был силен социальный рок: там всегда читали что-то между строк. Вы считаете, что тексты Вертинского, из того, что сейчас в вашем репертуаре, могут как-то звучать по-новому или это все-таки какие-то так называемые вечные ценности?

– Я думаю, что касается лирической составляющей песен Вертинского, которые есть в этом альбоме, это вечные темы, это темы, которые не уходят, и они не имеют срока давности. Они реально могли быть написаны вчера или 50 лет назад.

Он так тонко и глубоко разрабатывает личную тему, причем, делает это очень личностно, что вообще мало кто из русскопоющих людей сочинявших на русском языке людей сумел вот так проникнуть в глубину отношений, выразить ее парадоксальность, непредсказуемость, трагичность личных взаимоотношений мужчины и женщины.

Но у него, конечно, есть и философская составляющая, которая вполне может быть перенесена на нашу нынешнюю действительность. Чтобы не быть голословным, например, скажу про песню «Сумасшедший шарманщик». Это песня, которая, мне кажется, очень актуально может звучать именно сейчас.

Или песня «Дым без огня». «Вот зима, на деревьях цветут снеговые улыбки. Я не верю, что в эту страну забредет Рождество». Поэтому и то, и другое присутствует в песнях Вертинского: и вечность темы, и актуальность.

*****

Александр Скляр о работе с Глебом Самойловым