Липницкий про Шнура и Кинчева

19 October 2019
Автор и гость в программе «Мимонот»
Автор и гость в программе «Мимонот»

Побеседовал с неугомонным со-основателем команды «Звуки Му» Александром Липницким,,,

— Можно, представляя Александра Липницкого как музыканта, использовать эпитет «советский»?

— Конечно, поскольку весь русский рок — из среды андеграунда, и я именно оттуда, еще с конца шестидесятых…

Макаревич и Липницкий
Макаревич и Липницкий

— Андеграунд... Но «Звуки Му» были избалованы вниманием телевизионщиков.

— Отнюдь, нас впервые показали по телевизору в 1988 году, когда мы уже были знаменитой группой, это было на «Музыкальном ринге» (группе «Звуки Му» оставалось существовать два года, она распалась в 1990 году). Почему, например, «Скоморохи» Александра Градского в сознании любителей рока никак не отпечатались? Да потому что их по ТВ ни разу не показали. Конечно, их знала вся музыкальная тусовка, и мы тоже ходили на их выступления. А это был самый расцвет «Скоморохов», там играли басист Николай Ширяев и барабанщик Юра Фокин...

Градский, из книги автора «Легенды нашего рока»
Градский, из книги автора «Легенды нашего рока»

И они были не одни, играли «Сокола», «Скифы», «Ветры перемен», «Наследники» — группы второй половины 60-х... Многие участники этих команд потом эмигрировали, а некоторые ушли со сцены, потому что, окончив технические институты, стали специалистами в своих областях.

— Слышал, что Александр Градский был тогда прямо «ураган».

— Да, но свидетели той эпохи и этих «ураганов» уйдут вместе с Градским. Ничего не останется, нет никаких записей.

— Сейчас шоу-бизнес тоже контролируется, но не идеологически, а экономически. Если сейчас появится уникальный коллектив вроде тех же «Звуков Му», то без серьезных инвестиций ему никогда не пробиться на экран.

— Нет, но можно придумать фишку, как это сделал, к примеру, Шнур (Сергей Шнуров — соорганизатор и лидер группы «Ленинград»). На нашу официальную сцену он зашел с черного входа — умело, через свою публику, через офисный планктон, который повелся на эти провокации. Я был на его выступлениях, где эти девушки в белых блузках и их парни в галстуках, пришедшие на концерт в пятницу, прямо с работы, напивались пивом, танцевали и пели песни Шнура — они знают их наизусть.

Дудь и Шнур
Дудь и Шнур

— Какая доля успеха Шнурова приходится на обсценную лексику?

— Думаю, процентов 80. Дело не только в лексике, но и в брутальной подаче.

Кинчевы, из книги автора «Легенды нашего рока»
Кинчевы, из книги автора «Легенды нашего рока»

— Коль скоро речь зашла о подаче: в моей системе координат «Звуки Му» интересны были именно за счет пластики Петра Мамонова. Кто у нас еще запомнился сценическими движениями?

— Если речь о фронтменах русского рока, то, конечно, это лидер «Алисы» Костя Кинчев. Кое-чему он научился, думаю, у меня дома: он смотрел видеомагнитофон, который у меня появился с начала восьмидесятых. Впрочем, все туда заглядывали, и потом я на наших сценах отмечал определенные атрибуты, «снятые» с западных звезд. У кого-то шарфик, как у Мика Джаггера, у кого-то грим а-ля Дэвид Боуи...

Джаггер
Джаггер

— Это вы про «АукцЫон»?

— Да, у них было прекрасное шоу в конце восьмидесятых годов. Мы гастролировали с ними вместе и по Западной Германии, и по Франции.

— Что за публика была?

— Мы играли на 90 процентов перед западной публикой — как и все первое поколение русских групп, которое на Запад выпулила перестройка. Когда мы перестали пугать их ядерными боеголовками, люди на Западе заинтересовались вчерашними врагами — было очень много пресс-конференций, много вопросов. Интересно, что это было повторением истории: ведь когда «Звуки Му» играли первые официальные концерты, они были оформлены как литературные встречи. То есть после каждой песни сыпался град записок на сцену, и Мамонов в первую очередь, я во вторую старались как-то ответить. «Музыкальный ринг» в какой-то степени был продиктован снизу интересом публики к такому странному и страшному зверю, как русский рок, который долго был табуирован системой. Трудно представить, насколько сложно было людям в провинции попасть на концерт, допустим, «Аквариума», организаторы которого просто рисковали сесть.

***

Рекомендую «Коллекцию журналистских косяков» & Евгений Додолев, тоже здесь, на Дзене. И да, это мои каналы, просто темы иные, не про музыку, хотя и про рок – в известном смысле: он у каждого свой.