дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Сергей Рыженко про Макаревича & Кузьмина

9 November 2019

Обещал рассказать про Кузьмина – слово держу. Из нашей беседы с неподражаемым Сергеем Ильичем РЫЖЕНКО,,,

— Я с Липницким когда общался на тему «Машины времени», спросил: “Саша, зачем они взяли Рыженко тогда?” И он мне объяснил: им нужен был шоумен а ля Петя Подгородецкий. Слышал такую версию?

Автор и Рыженко
Автор и Рыженко

— Да. С «Машиной» мы познакомились на тусовке квартирной, салон был у одной из бывших жен Михалкова-Кончаловского, в доме на Грузинской. Там была и Ахмадуллина с Мессерером, и Аксенов Василий, весь плэйбой из себя, в джинсовый куртке замечательной, ну и Макар пришел, а мы («Последний шанс» — Е.Д.) играли.

Мы тогда с Макаревичем сдружились, а он как раз запись делал для спектакля «Стеклянный зверинец» в ТЮЗе и предложил мне с ним сыграть на скрипочке немножко, что я и сделал, кажется.

Потом пересекались на общих тусовках. У того же Саши Липницкого однажды, у него тогда было тоже самое тусовочное место в Москве, потому что, когда приезжал «Аквариум», у него останавливался. У Саши у одного из первых появился видеомагнитофон в Москве, и мы естественно смотрели эти фильмы — «Герои рок-н-ролла», «Blues Brothers» наш был культовый фильм, им всегда заканчивали просмотры.

Дня на три мы там зависали, пока «Аквариум» играл какой-нибудь андеграундный концерт. Я жил недалеко, на Арбате, мы все это дело соединяли с бесконечной радостью общения, сопряженной с умеренным выпиванием спиртных напитков.

Затем ушел из «Машины» Подгородецкий. Ну, или — ушли Петю. Я говорю: «Андрюша, может быть, все-таки поиграем вместе?» Он говорит: «Давай попробуем». Как раз сидели на репетиционном периоде в «Туристе», в крохотной каморке. Мы попробовали, получилось.

Я его уважаю как автора, как музыканта и как человека тоже.

Но Макар же очень закрытый человек и редко выходит на откровенность.

Очередной раз, я помню, мы набухались где-то на гастролях, редкий случай. И он говорит: «Серега, ты же, — говорит, — музыкант от бога. А я архитектор, конструирую все это».

Я всегда говорил, что он великолепный менеджер.

И в этом проклятие этой страны. Здесь нет института менеджеров и никогда не было! Ты сам должен делать все, и все на своем горбу тащить, как Юра Шевчук. То есть если ты лидер отечественной мега-группы, ты должен быть таким еще и мега-коммерсантом при этом. Либо так и сиди на жопе в кустах.

Мне всегда безмерно нравилась группа «Машина времени». Надо сказать, что я и на гитаре научился играть именно на песне «Марионетки». Они же единственные из наших групп сделали сингл такой на катушечке крошечной, и там были как раз «Марионетки», «Ты можешь ходить как запущенный сад». И меня поразили эти две вещи, конечно. Там был замечательный драйв, осмысленность происходящего, то есть хорошая работа со словом и отличное качество звучания. То, чего я ни у кого из наших доморощенных команд не слышал. То есть я понял, что эти люди умеют сделать правильный продукт, который меня грел.

В «Машине» я играл на всем: на акустической гитаре 12-струнке, на скрипке, на флейте, на percussion всяких. И еще всякая такая сценическая хрень, разбавляющая некоторую, скажем так, малоподвижность остальных исполнителей, сосредоточенных на музыке — я был динамической составляющей.

И вот я еду на очередную нашу репетицию, ко мне прибегает Вова Кузьмин, говорит: «О, здорово, слушай, давно хотел вместе с тобой поиграть, замутим что-нибудь, я же тоже на скрипке играю, давай в два смычка». Я объясняю: «Извини, я только-только договорился с Андреем Макаревичем, сейчас с “Машиной” играем». Володя: “Ах, черт!” И ушел. Я Макару рассказываю, такая история. Андрей отвечает: «Бедный Кузя, всегда опаздывает».

У каждого своя дорога. Владимир Кузьмин, считаю, лучший мульти- инструменталист всех времен и народов. Хотя меня «Звуковая дорожка» в 1982-м году и назвала лучшим мульти-инструменталистом года. Но я считаю, что Кузя гораздо лучший мульти-инструменталист, чем я, ведь он еще и на саксофоне умеет.

А я много раз пытался на саксофоне научиться и даже выпросил когда-то, еще в гнесинской общаге у одной саксофонистки саксофон. Она мне дала, хотя очень не любят духовики инструменты давать. В общем, я час пытался сыграть «Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной». И вдруг от удара ноги толчком дверь распахивается. Вбегает страшного вида саксофонист известный, такое у него лицо было сильно изрытое оспой, и бороденка козловая, не козловская, а именно козловая. Орет: «Вот ты (выхватил у меня саксофон) никогда, никогда больше в жизни не бери эту вещь в руки». И я свято соблюдал по жизни этот завет. Я никогда больше не пытался этого делать с саксофоном. Это вещь действительно сложная.

Рекомендую «Коллекцию журналистских косяков», «Кино: секрет успеха» & Евгений Додолев, тоже здесь, на Дзене. И да, это мои каналы, просто темы иные, не про музыку, хотя и про рок – в известном смысле: он у каждого свой.