АЛЬТЕРНАТИВА. Бронетехника РККА. Двигатель для Русского Виккерса. Часть I.

1,6k full reads
Обсуждая проекты модернизации Т-26 (Vickers-Е), всегда упираются в подбор подходящего мощного двигателя. А ведь такой двигатель был! Это - Армстронг-Сидлей V8 90/180 л. ш. воздушного охлаждения, устанавливаемый на Vickers Medium Mk.II.
Армстронг-Сидлей V8 ( к сожалению информации по ним очень мало)
Армстронг-Сидлей V8 ( к сожалению информации по ним очень мало)

Судя по фотографиям, это спаренная "четвёрка" устанавливаемая на Виккерс Е.... Для Vickers Medium Mk.III. это двигатель довели до 180 л. с. - что нам как-раз и нужно!

Vickers Medium Mk.II.
Vickers Medium Mk.II.

После начала Великой Депрессии множество крупных фирм оказалось на грани банкротства и, чтобы сохранить свой потенциал, они стали активно предлагать собственную продукцию на экспорт.

Как раз в это время в Европу прибыла советская делегация во главе с Н.Халепским – начальником УММ РККА. Её основной задачей было ознакомление с зарубежным опытом, что подразумевало закупку образцов готовой техники и документацию к ней.

Наибольший интерес, что вполне естественно, вызывали британские танки, основным поставщиком которых была тогда фирма Vickers-Armstrong. Мировой финансовый кризис коснулся её в меньшей степени, но количество заказов серьёзно уменьшилось. Это позволило быстро наладить контакт между двумя сторонами, хотя условия британцев оказались гораздо жёстче, чем на это рассчитывал Халепский.

Во время ознакомления с представленными образцами танков начальник УММ отметил четыре из них: легкий танк Vickers Mk.A (“виккерс 6-тонный” – будущий Т-26), танкетка Vickers-Carden-Loyd Mk.VI (прообраз Т-27), а также средние Vickers “Medium” Mk.II и “Medium” Mk.III.

Vickers Medium Mk.II.
Vickers Medium Mk.II.

Последний танк Халепскому не демонстрировался и был случайно замечен уже на полигоне, где проходил ходовые испытания.По всей видимости, это был А6Е1, который как раз в это время проходил обкатку.

Здесь устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель Armstrong Siddeley мощностью 180 л.с. при 1800 об\мин., вместе с трансмиссией и системами охлаждения и смазки.

Эта машина очень заинтересовала Гинзбурга, который выразил искреннее желание приобрести её. Однако англичане, упирая на секретность и первоочередные нужды для собственной армии, отказали советскому представителю в этой просьбе. Тогда Гинзбургу пришлось пойти на хитрость - в разговоре с представителями фирмы он заявил, что договоренность с военным ведомством Великобритании уже достигнута и ему лишь хочется узнать побольше об этой машине перед отправкой в СССР. Так была получена информация о британском "16-тонном" танке и сделаны его наброски.

 Medium Tank A6, Medium Tank Mk.III
Medium Tank A6, Medium Tank Mk.III

Относительно танка Vickers “Medium” Mk.II начальник УММ в своём отчете о загранкомандировке записал следующее:

“…“Медиум” танков закуплено 15. Сроки поставки: в октябре - 1, в ноябре - 2, в декабре - 2, в январе - 2, в феврале - 2, в марте - 2, в апреле - 2, в мае - 2.
Все вышеуказанные типы танков в основном отвечают принятой системе вооружения нашей армии, за исключением толщины брони. Броня "Виккерса" тоньше, чем предусмотрено нашей системой вооружения. Между прочим, последний тип брони "Виккерса" марки 5.Т.А.Р1а1, по гарантии фирмы, имеет большую сопротивляемость, чем обычная броня. Доставляемые нам танки по договору, по заявлению фирмы, будут первыми танками с указанной маркой брони.
Испытываемые нами танки были взяты из механизированной бригады британской армии и не имели указанной марки брони. Во время посещения заводов я убедился, что всё строящиеся танки не имели брони указанной марки.
Наше категорическое требование на проданные для нас танки поставить броню 5.Т.А.Р1а1 явилось последствием столь длительных сроков поставки. Согласно заключенного договора с Виккерсом, фирма обязана допустить на свои заводы найти 3 инженеров для изучения производства и приемки танков в процессе их изготовления.
Фирма обязалась передать нам чертежи: а) эскизные, б) сборочные, в) монтажные, г) инспекционно-производственные. Фирма обязалась из всех купленных типов танков доставить нам сначала опытную партию по 3 шт. каждого типа, после испытания которых, мы имеем право внести изменения в конструкцию по своему усмотрению. Кроме того, фирма взяла на себя обязательство разработать конструкцию типа большого танка, по нашим тактико-техническим требованиям. В случае, если нами будут внесены изменения в конструкцию закупленных стандартных танков, то все изменения должны быть за наш счет.
Фирма обязалась за особую плату дать все необходимые запасные части по нашим спецификациям…
В танке "Медиум" по договору обязаны установить 47 мм полуавтоматическую пушку и радиоустановку. Установка вооружения и радиоустановки оплачиваются особо”.

Оценив ситуацию с производством танков, предусмотренных системой вооружений, в конце отчета Халепский сделал вполне логичный вывод:

“В настоящее время со средним танком, с точки зрения отечественного производства, положение обстоит наиболее катастрофически. До сих пор опытный образец не закончен и не испытан (имелся в виду Т-12). Харьковский паровоза-строительный завод пока не подготовлен с точки зрения оборудования и проработки технологического процесса для того, чтобы выполнить намечаемую программу 1930-31 года в 300 шт. В связи с этим, необходимо себя перестраховать танком Виккерса, но при этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: танк Виккерса средний в 12 тонн не предусмотрен по системе вооружения. В этом отношении у нас принципиальные разногласия с британской армией, что мне удалось выяснить, будучи в Англии.
Англичане в вопросе среднего танка имеют принципиальную установку добиться максимальной его маневренности. Поэтому они вынуждены были за счет облегчения брони и сокращения базы дать танку своей конструкции скорость в 24 километра, имея при этом максимальный вес в 12 тонн.
Не отвергая существующего строящегося образца Т-12, полагал бы перестраховать себя образцом Виккерса, имея в виду его производство на Харьковском заводе там же, где строятся Т-18.
Что же касается вопроса о моторе, то мотор может быть куплен в Англии или использован тот, что проектируется для танка Т-19. В случае же если мотор Т-19 отечественного производства не оправдает себя на деле, то мотор 12т Виккерса можно будет использовать для танка Т-19.
Если конструкция танка 12т полностью и целиком себя оправдает, тогда от танка 12т Виккерса следует использовать отдельные агрегаты для усовершенствования конструкции отечественного производства.
При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство: если по системе вооружения будет введен Революционным Военным Советом дополнительно 12-тонный танк, то производственную базу малого и так называемого среднего легкого 12-тонного танка нужно иметь на Челябинском тракторном заводе, тем более, что моторы для того и другого танка будут едиными. По этому вопросу я имел совещание с т.Осинским, который в принципе против этого не возражает”.

В правительстве с соображениями Халепского согласились.

Армстронг-Сидлей V8
Армстронг-Сидлей V8

В июне 1930 года были проведены новые переговоры с фирмой Vickers, в ходе которых советская делегация вновь настаивала на закупке А6. Британцы на этот раз оказались более сговорчивыми, но тут их подвела откровенная жадность. Чтобы купить танк они "заломили" крайне жёсткие условия: предоплата 20.000 фунтов (за ознакомление с конструкцией), заказ на танки Медиум по цене 16.000 фунтов за штуку и дальнейший заказ танков Vickers 6ton и танкеток Carden-Lloyd Mk.VI.

Т-28
Т-28

Разумеется, на таких условиях советская сторона вести дальнейшие переговоры не стала, а УММ РККА приняло решение о разработке собственного танка аналогичной схемы. Как можно догадаться, им стал знаменитый Т-28, который по праву можно считать лучшим образцом трехбашенного танка.

продолжение:

Оглавление:

  1. Бронетехника РККА. Т-34 БМП
  2. Бронетехника РККА. Быстроходные Танки. Часть I.
  3. Бронетехника РККА. Быстроходные Танки. Часть II.
  4. Бронетехника РККА. Быстроходные Танки. Часть III.
  5. Бронетехника РККА. Т-26-САУ. Часть I.
  6. Бронетехника РККА. Т-26-САУ. Часть II.
  7. Бронетехника РККА. Т-26-САУ. Часть III.
  8. Бронетехника РККА. Т-26-САУ. Часть IV.
  9. Бронетехника РККА. Т-26-САУ. Часть V.
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик
Последнее обновление 15.01.2021 г.