АЛЬТЕРНАТИВА. Сталинский План. Часть V. 1939-41 г. Дизелизация ж. д. на Целине.

762 full reads
Россия была одной из первых стран, где построили реально работающий двигатель «с воспламенением сжатием» - Нефтепромышленник Эммануил Нобель, в 1897 году купил патент на двигатель Рудольфа Дизеля и после целого комплекса работ по доработке и усовершенствованию конструкции наладил их серийное производство на принадлежавшем ему механическом заводе «Людвиг Нобель» (потом завод «Русский дизель») в Санкт-Петербурге.

Но у Дизеля в России оказался талантливый конкурент - русский инженер Г. В. Тринклер. Летом 1898 года при переходе на V курс института Тринклер завершил работу над проектом своего двигателя и был принят на Путиловский завод, где очень быстро начал строить первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», который он назвал «Тринклер-мотором». По имени русского инженера Г.В. Тринклера, впервые предложившего этот цикл в 1904 г. появился своего рода «гибрид» циклов Отто и Дизеля, цикл со смешанным сгоранием, или цикл Тринклера. Двигатели, работающие по этому типу, имеют так называемую форкамеру, соединенную с рабочим цилиндром узким каналом. С июня 1907 года Г. В. Тринклер работает начальником отдела тепловых двигателей на Сормовском судостроительном заводе, куда он был приглашен в качестве одного из ведущих специалистов по тепловым двигателям мирового энергомашиностроения.

Дизеля в России стали активно использовать в маломерном флоте, а затем на тральщиках и башенных канонерских лодках…

Молодая Советская власть уделяла огромное внимание новейшим технологиям, и поэтому уже в июне 1924 г. на заводах Германии – по заказу СССР - был построен Тепловоз серии Юэ-001(Ээл-2), созданный по проекту группы инженеров под руководством известного в стране специалиста-тяговика, профессора Ю.В. Ломоносова.

АЛЬТЕРНАТИВА. Сталинский План. Часть V. 1939-41 г. Дизелизация ж. д. на Целине.

Локомотив Ээл-2 по праву считают первым в мире работоспособным поездным тепловозом магистральных железных дорог. Тепловоз Ээл-2 работал на железных дорогах страны почти 30 лет и стал прототипом многих советских тепловозов, серийно построенных на Коломенском заводе до 1938 г.

Первый советский маневровый тепловоз серии Ээл. с электрической передачей построен в 1927 году, критерием была мощность в 600 л.с. и применение электрической передачи с индивидуальным приводом на каждую ось.

В 1932 г. Коломенский паровозостроительный завод приступил к серийному выпуску тепловозов с электрической передачей серии Ээл. Всего за период 1932 — 1938 гг. на Коломенском заводе было построено более 30 ед. тепловозов этой серии. Серийные тепловозы Ээл направлялись на Ашхабадскую дорогу, где был организован первый в мире участок тепловозной тяги.

двухсекционный тепловоз серии ВМ
двухсекционный тепловоз серии ВМ

В январе 1934 г. на Коломенском заводе закончили постройку первого в мире двухсекционного тепловоза серии ВМ мощностью 2x880 кВт, который также эксплуатировался на Ашхабадской дороге.

На Целине.

Освоение целинных и залежных земель потребовало строительство разветвлённой сети железных дорог в малообжитой и малонаселённой местности с суровым климатом, что усложняло строительство и эксплуатацию, так как паровозы оказались недостаточно загружены и гоняли «в холостую» по перегонам... Да и с топливом и водой для паровозов имелись серьёзные закономерные проблемы...

Решение нашли весьма оригинальное – глубокую интеграцию ж. д. транспорта в городскую и сельскую транспортную инфраструктуру...

Строительство железнодорожной сети на Целине.

Принято решение: Совместить строительство ж. д. насыпей со - строительством автомобильных дорог, используя в их качестве насыпь второго пути без укладки рельсов… - Сначала с помощью тракторов и грузовиков отсыпалась ж.д. насыпь, а затем уже по рельсам подвозили грунт и балласт для строительства второго пути, который и приспособили для временного использования в качестве автогрейдера, пока строились необходимые подъездные пути…

Обеспечение Целинной дороги подвижным составом.

Принято решение 1.: Совместить строительство тягового состава с тракторными агрегатами на тракторных заводах запущенных на Целине, что позволяло в короткие сроки построить огромное количество локомотивов малой мощности и низкими эксплуатационными расходами.

Принято решение 2.: Автомотрисы с широкой колеёй заменили собой городские трамваи, междугородние и пригородные автобусы… - пассажиры из посёлков могли свободно добраться без пересадки как до ж. д. вокзала, так и до автобусной станции и до центра города…

Аналогично перемещались продукция сельского хозяйства на переработку, товары в торговые сети и прочие грузы - для этого к автомотрисам и мотовозам цеплялись дополнительные пассажирские и грузовые вагоны и платформы, что позволяло обеспечить регулярное всепогодное грузо-пассажирское сообщение между городом и селом...

Принято решение 3.: Совместить строительство новой ж. д. сети с её полной дизелизацией и соответствующей инфраструктурой для обслуживания и ремонта, подготовкой персонала дороги.

Одновременно закладывались нефтебазы для хранения жидкого топлива как для железной дороги, так и для автотракторного транспорта и подвижной состав для перевозки топлива…

продолжение следует...

Оглавление:

Автор: Сергей Иванов Инженер-механик
Последнее обновление 05.01.2021 г.