Обычно приводятся темпы роста промышленности при Николае Втором, которые были выше, чем в большинстве стран, и делается вывод: «если б не революция, то мы бы в скором времени их догнали и перегнали».
Хотя, вообще-то, кроме роста промышленности бывают и кризисы...
И если присмотреться к тогдашней России, оказывается, что чуть ли не все изделия сложнее паровоза почему-то являлись импортными.
Вспомним, сколько во время Первой мировой войны было в России построено танков?
Ни одного.
И ровно столько же произведено ручных пулеметов (за исключением опытной партии пулемётов Фёдорова).
Лучший в мире на тот момент тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» был изготовлен в количестве... 20 штук! Потому что просто-напросто негде было его производить. А истребители Фарман и автомобили АМО-Ф-1 собирались "отвёртками" из импортных комплектующих (как и в современной "путинской" РФ)...
Даже пушки производились по лицензиям Шнайдера, Круппа и Виккерса...
Но дело даже не в этом. Обычно говорят - не беда, научились бы! Догнали б и перегнали! А вот ничего бы не вышло.
По одной простой причине: только клинические либералы полагают, что в мире существует честная конкуренция. Бизнес - это война. А «честная война» бывает только в романах для юношества.
Так вот, западные фирмы отнюдь не стали бы терпеть, пока у них вырастут конкуренты. Начали бы давить любыми способами. Методов существует множество, тем более что российская промышленность контролировалась западным капиталом. Даже знаменитая фирма «Треугольник», производившая галоши, принадлежала немцам...
- В металлургии в 1910 году иностранные банки владели 88 % акций. 67 % из этой доли принадлежало парижскому консорциуму из трех банков, а на все банки с участием русского капитала приходилось 18 % акций.
- В паровозостроении 100 % акций находилось в собственности двух банковских групп - парижской и немецкой.
- В судостроении 96 % капитала принадлежало банкам, в том числе 77 % - парижским.
- В нефтяной промышленности 80 % капитала было в собственности у групп «Ойл», «Шелл» и «Нобель». В руках этих корпораций находилось 60 % всей добычи нефти в России и 3/4 ее торговли.
И самое грустное, что многие представители российской элиты откровенно лоббировали интересы тех или иных западных фирм.
Отличились наши славные предприниматели и в Первую мировую войну.
Начальник Главного артиллерийского управления генерал А. А. Маниковский писал, что русские промышленники во время войны проявили непомерные аппетиты к наживе и «безмерно обогатились в самую черную годину России».
За трехдюймовый снаряд частным предприятиям переплачивали 5 рублей 49 копеек, а за 6-дюймовый - от 23 до 28 рублей.
И почему Маниковский после революции пошел служить в Красную Армию? Вот бы узнать...
П. С. :
Ну страну с 80% крестьянского и более чем 70% неграмотного населения безусловно ждал промышленный бум, а как же.
На всю страну в год выпускалось примерно 1800 инженеров.
Для той России, "которую-потеряли", вполне хватало, а вот быстро расширить современную промышленность было нельзя никак - не позволяли системные причины: аграрный тупик, структура населения и структура грамотности.
Так что танки и авиадвигатели не могли выпускать неспроста.
Оглавление:
- О Реальной Военной Мощи РИ в РЯВ. Часть I.
- Почему РИ линкоры строила, а СССР нет?
- Почему РИ линкоры строила, а СССР нет? Часть-II
- Как императоры уничтожали промышленность в России.
- Гибель Империи. Туркестанская резня 1916 г. Часть I.
- Отечественная Война 1918-1922 гг. Часть I. Пушечное мясо.
- Трагическая судьба Русских спасителей Парижа и Вердена.
Иванов С. В.
Алексей Щербаков