ИВАНОВ С. В. Дизайнпроект. 2000 г. Дирижабль с аэро-динамической разгрузкой.

101 full read
Вообще, если посмотреть на историю дирижаблестроения, то, несомненно, расцвет этих летательных аппаратов приходится именно на 20–30-е годы ХХ века. Все было поставлено на широкую ногу: в Советском Союзе, например, существовала даже специальная правительственная организация – Дирижаблестрой СССР.
Но серия катастроф – погибли американские дирижабли «Шенандоа», тот же «Акрон» (имел объем 184 тыс. кубометров, нес на борту 5–7 самолетов и перевозил до 200 пассажиров, не считая нескольких тонн груза, на расстояние до 17 тыс. км без посадки) и «Мэкон», английский «Р-101» и французский «Диксмюде», – казалось, навсегда похоронила саму идею использования этих летательных аппаратов в серьезных проектах…

Новая концепция предусматривает создание не дирижабля в «чистом виде», а аппарата, который будет в отличие от традиционного дирижабля всё-же тяжелее воздуха.

ИВАНОВ С. В. Дизайнпроект. 2000 г. Дирижабль с аэро-динамической разгрузкой.

Подъемную силу будет создавать комбинация из аэродинамических компонентов, двигательной установки, а также собственно газа, которым будет наполнен баллон. Самое интересное как раз – геометрия этого дирижабля выполненная по схеме – летающее крыло. Такая схема позволяет значительно улучшить управляемость аппаратом и снизить влияние встречного и бокового ветра на курсовую устойчивость в полёте.

ИВАНОВ С. В. Дизайнпроект. 2000 г. Дирижабль с аэро-динамической разгрузкой.

Дискообразная форма позволяет в 3,0 - 3,5 раза уменьшить габариты газо-наполняемого корпуса по сравнению с классической сигарообразной формой дирижабля и при этом почти на порядок уменьшить боковую парусность ЛА. А придав диску профиль крыла в поперечном сечении, можно использовать и подъёмную силу диска-крыла...

ИВАНОВ С. В. Дизайнпроект. 2000 г. Дирижабль с аэро-динамической разгрузкой.

Наличие элементов самолета: консолей крыла и хвостового оперения позволяет обеспечить необходимую устойчивость и управляемость в горизонтальном полете, а за счет несущих свойств консолей крыла и дискообразного корпуса, а также аэростатической разгрузки конструкции достигнуть высокой транспортной эффективности по весовой отдаче и удельной производительности.

ИВАНОВ С. В. Дизайнпроект. 2000 г. Дирижабль с аэро-динамической разгрузкой.

Размещение поворотных, подъемно - маршевых силовых установок по краям консолей крыльев и диска-центроплана позволяет создать наиболее удачную компоновку силовой установки в целом, обеспечивающую необходимые тяговые характеристики на всех режимах полета с одновременным обеспечением стабилизации и управления.

ИВАНОВ С. В. Дизайнпроект. 2000 г. Дирижабль с аэро-динамической разгрузкой.

Наличие на ЛА трех принципов создания подъемной силы:

  1. аэростатической,
  2. аэродинамической
  3. реактивной,

создаёт возможности посадки на любую естественную ровную поверхность.

Обдувка органов управления и стабилизации воздушным потоком от винтов СУ, относительно невысокая удельная нагрузка на несущие поверхности с одновременным использованием современных авиационных систем управления и навигации позволяет достигнуть высокой надежности и безопасности эксплуатации.

Таким образом, приведенная концепция тяжелого грузоносителя на базе современных достижений авиационного двигателестроения, систем управления, конструкционных материалов и технологий уже сегодня может быть реализованы.

Подъёмный парус для дирижабля
Подъёмный парус для дирижабля

Ещё одна новинка этого ЛА - это парус!

Дирижабль рассчитан на малые скорости полёта, и поэтому варьируя высоту полёта, всегда можно "поймать в парус" попутный ветер, так-как на разных высотах, ветер может дуть в разные стороны. А это даёт приличную экономию горючего!

Кстати, этот метод активно использовали советские лётчики - бомбардировщики Дальней Авиации, при налётах на Берлин с аэродромов Москвы во время ВОВ. Дело в том, что радиус действия дальнего бомбардировщика ДБ-3ф, не позволял достичь столицы "Третьего Рейха" и вернуться, но используя попутный ветер на больших высотах, лётчики экономили значительные объёмы горючего и его хватало на обратный путь!

От Автора: Еще в середине 1970-х годов в СССР, под руководством заместителя Туполева, члена-корреспондента АН СССР Сергея Егера начали строить дирижабль, который похож на сплющенный бублик – эдакое летающее кольцо. У него должны были быть от 4 до 6 турбовинтовых двигателей. Грузоподъемность – 150 тонн. Причем предполагалось использовать этот дирижабль для перевозки никеля из Норильска.

Проект был доведен, что называется, «до заклепки», но аппарат так и не начали строить – умер Сергей Егер». Расчеты и аэродинамические эксперименты показали, что этот сплющенный «бублик» при наличии профилировки создает подъемную силу. Другими словами, это должно было бы быть летающее кольцевое крыло. Очень эффективная конструкция с точки зрения аэродинамики.

Ссылки на статьи по Теме:

Автор: Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов
"The Russian Engineering" © 01.04.05.- Июнь 2007.