РККА. Автоматы Максима-Надашкевича: ПВ-1.

351 full read
Авиационный вариант лицензионного пулемёта Максима ПВ-1, предназначенный для вооружения авиации СССР, был разработан в 1926 году под руководством конструктора А. В. Надашкевича.
ПВ-1 на колёсном станке образца 1910 года конструкции А. А. Соколова
ПВ-1 на колёсном станке образца 1910 года конструкции А. А. Соколова

От первоначальной конструкции Максима пулемёт отличало отсутствие водяного охлаждения, бронещита, а также укороченный ствол, что позволило уменьшить массу оружия. В качестве дополнительной возможности облегчения пулемёта рассматривалось изготовление отдельных частей (короба, кожуха и других) из дюралюминия (модель А-2), однако из-за неудовлетворительного результата полигонных испытаний от этой идеи пришлось отказаться.

Первый советский серийный истребитель И-2, выпущенный в 1926 году, был вооружён двумя синхронными пулемётами ПВ-1.

Спарка пулемётов под крылом самолёта
Спарка пулемётов под крылом самолёта

В 1927 году по итогам многочисленных испытаний пулемёт А. В. Надашкевича, участвовавший в конкурсе на разработку авиационного пулемёта вместе с английским аналогом Виккерс-К, был признан лучшим, и Тульский оружейный завод приступил к его серийному производству.

В 1928 году ПВ-1 был официально принят на вооружение Военно-воздушных сил и устанавливался на советские истребители И-3, И-4, И-7, И-14, И-15, И-16, разведчик Р-5, бомбардировщик ТБ-1, многоцелевой У-2ВС, лёгкий штурмовик ДИ-6 (6 пулемётов), а также тяжёлый штурмовик ТШ-1, который имел на борту 10 пулемётов ПВ-1 и 2 пулемёта ДА.

Применялся как для стрельбы через воздушный винт, так и вне плоскости вращения винта (на неподвижных или ограниченно подвижных креплениях, в том числе батареями по 2 и 4). Использование спаренных пулемётов (начиная с истребителя И-4) потребовало внесения изменений в конструкцию, и с декабря 1929 года было начато производство варианта ПВ-1 с подачей ленты с левой стороны.

РККА. Автоматы Максима-Надашкевича: ПВ-1.

В 1931 году, когда развитие авиационной техники снизило требования по ограничению массы самолётного вооружения, по предложению начальника Артиллерийского управления РККА Г. И. Бондаря было принято решение об отказе от укороченного ствола, снижавшего боевые качества ПВ-1, и об установке на него стандартного ствола пулемёта Максима.

Всего в 1927—1939 годах было выпущено почти 18 тысяч единиц ПВ-1. В 1940 году, в связи с переходом на более современные образцы (ШВАК, ШКАС) и снятием с вооружения моделей самолётов, на которые устанавливался ПВ-1, производство пулемёта было прекращено.

Имевшиеся в частях ВВС РККА (в том числе, учебных) пулемёты ПВ-1 продолжали использоваться до выработки ресурса или до вывода из эксплуатации самолётов, на которых они были установлены.

Зенитная установка
Зенитная установка

В период Великой отечественной войны, кроме вооружения самолётов У-2, строенные ПВ-1 (на иллюстрации) использовались в выпускавшихся в Тамбове зенитно-пулемётных установках конструкции Н. Токарева, в том числе для противовоздушной защиты советских бронепоездов.

В 1942 году оружейный завод в Златоусте начал установку оставшихся на складах хранения ПВ-1 на колёсные станки образца 1910 года конструкции А. А. Соколова, направив в пехотные части Красной Армии 3009 станковых пулемётов.

Ситуация крайне удивительная, особенно в связи с отсутствием у советской бронетехники нормальных станковых и зенитных пулемётов, от чего они страдали всю войну, ведь Дегтярёв-Танковый являлся по-сути "эрзац" из ручного пулемёта с огромными ограничениями...

ПО МАТЕРИАЛАМ РУНЕТА.
Под редакцией - Сергей Иванов
последняя версия от 09.05.2021

ОГЛАВЛЕНИЕ.

I... Автоматы РККА.

II.. Пистолеты Пулемёты

III. Автоматические и самозарядные винтовки

IV. Ручные Пулемёты

СПИСОК КАТАЛОГОВ КАНАЛА: