"ВУНДЕРВАФЛЯ" для попаданца. Часть II. Колёсная база для брони. Ярославцы.

4k full reads
Мы давно привыкли, что довоенные ЗИС-овские "Захары" и ГАЗ-овские "полуторки" часто мелькают на кадрах военной кинохроники, в военных фильмах и даже на парадах на Красной площади. Но вот выпускаемые в значительно меньших масштабах Ярославские грузовики - использовав-шиеся в РККА как "носители тяжелого оружия" - крайне редко снимаются в фильмах, и практически позабыты на пространствах бывшего СССР. И это не смотря на то, что перейдя на массовый выпуск Дизельных двигателей бывший ЯАЗ - а теперь уже ЯМЗ - дал путёвку в жизнь двум новым заводам: - Минскому МАЗу и Кременчугскому КРАЗ-у...

Основная продукция завода в 1925—1942 годы:

  • большегрузные автомобили: Я-3 (1925, 3 т), Я-4, Я-5, ЯГ-3 (1932, 5 т), ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6, ЯГ-10 (1931, 8 т), ЯГ-12 (1932, 8 т);
  • самосвалы: ЯС-1 (1935—1936), ЯС-3 (1936—1941) и ЯС-4 (1939);
  • троллейбусы одноэтажные: ЯТБ-1 (1936), ЯТБ-4 и двухэтажные ЯТБ-3;
  • автобусы: ЯА-1, ЯА-2 (1932, 100 пассажиров);
  • шасси для автобусов и троллейбусов.
  • В 1933 году совместно с ОКБ ОГПУ изготовлены опытные образцы первого советского дизельного двигателя «Коджу».
Я-3 (1925, 3 т)
Я-3 (1925, 3 т)

Разработка конструкции автомобиля Я-3 была начата в Ярославле осенью 1924 года под руководством главного конструктора ЯГАЗа Владимира Васильевича Данилова.

Я-3 разрабатывался на основе автомобиля Уайт-АМО. Чертежи и оснастка для его выпуска были переданы в Ярославль после того, как АМО сосредоточился на выпуске грузовиков АМО-Ф-15 и работы по капитальному ремонту американских грузовиков White TAD было решено передать на 1-ый государственный авторемонтный завод.

Конструкция автомобиля базировалась на более ранней модели того же завода — Я-4, главным отличием от которого стало применение импортного (американского) силового агрегата — двигатель фирмы Hercules-YXC-B (мощность: 93,5 л. с. при 2200 об/мин), сцепление — фирмы Long или Brown-Lipe, КПП — фирмы Brown-Lipe. Производство Я-5 началось во второй половине 1929 года и продолжалось по 1934 год. За это время было изготовлено 2273 грузовика Я-5. В это число не входят 364 шасси Я-6 — длиннобазного варианта Я-5.

ЯГ-10 1931 г. В конце 1931 г. завод освоил производство первого советского серийного 3-х осного 8-ми тонного автомобиля ЯГ-10 (6×4) с 93-х сильным мотором “Геркулес”, дополнительной 2-х ступенчатой коробкой (демультипликатором) в трансмиссии и подвеской обоих задних мостов на двух парах продольных рессор.

Во времена «моторного голода» на НАТИ-2М (на шасси ЯГ-10), вместо одного достаточно мощного, установили два параллельных 73-сильных двигателя ЗИС-5. Каждый из них через собственную трансмиссию приводил свою пару задних ведущих мостов.

В 1935-м Двухмоторный 146-сильный автомобиль-тягач поступил на испытания, но из-за сложности и ненадежного управления двумя силовыми потоками не был одобрен военными и производился исключительно для народного хозяйства, с энтузиазмом принявшего возможность выключение одного из двигателей при холостых перегонах, что позволяло экономить топливо и моторесурс.

В 1938 г. на ЯАЗ-е было создано семейство современных автомобилей, которое запустили в производство после реконструкции завода в 1940 г.

ЯГ-7 1940 г. Грузовик грузоподъемностью 5-тонн с улучшенной формой кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора и карбюраторным мотором ЗИС-16 мощностью 82 л.с.

грузовик ЯГ-8 с дизелем
грузовик ЯГ-8 с дизелем

В трансмиссии ЯГ-7 предусматривался демультипликатор для компенсации недостатка мощности двигателя ЗИС-16. Унифицированный грузовик ЯГ-8 с дизелем большей мощности не нуждался в таком устройстве, но мог сохранить прочие агрегаты трансмиссии. Перспективный автомобиль ЯГ-8 с дизельным двигателем МД-23 должен был иметь схожие габариты и массу, но отличаться повышенной грузоподъемностью – 7 т.

ЯГ-12 1932 г. Первый отечественный 12-тонный грузовик 1932 г. с колесной формулой 8×8, оборудовали 120-ти сильным двигателем “Континентал” (Continental), 8-ми ступенчатой коробкой “Браун-Лайп” (Brown-Lipe), задней подвеской от ЯГ-10 и передней облегченной типа “Де Дион” (De Dion), сдвоенными карданными шарнирами в приводе управляемых колес и лебедкой.

Автомобиль оказался слишком сложный и дорогой в эксплуатации, а мощности двигателя явно не хватало, и поэтому грузовик серийно не выпускался, хотя с колёсной формулой 8х4, мог быть вполне к месту.

продолжение следует...

Автор: Сергей Иванов Инженер-механик
Последняя версия статьи от 29.04.2021