Если ГАЗоны в РККА в основном возили бойцов, припасы и лёгкие пушки, а на их базе строили броневики, то ЗАХАРЫ - ЗиС-5 и ЗиС-6, оказались реальной "становой жилой" РККА - и полностью соответствовали современным "типовым грузовикам" Вермахта и Армии США...
Трехтонный грузовик ЗИС-5. ЗИС-5 стал дальнейшим развитием 2,5-тонного грузовика АМО-3 (1931—1933 гг.) — локализованного варианта модели АМО-2 (1930—1931 гг.), фактически представлявшей собой собранный на АМО из американских машинокомплектов грузовик Autocar Dispatch SA, в свою очередь скомпонованный из агрегатов различных известных американских производителей для продажи на рынках Южной Америки. В отличие от АМО-2, все детали АМО-3 и ЗИС-5 были советского производства.
Первая партия из 10 грузовиков ЗИС-5 была собрана в июне 1933 года. C 1934 было развернуто массовое производство грузовика, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей.
На базе ЗИС-5 было разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на производство. С учётом моделей АМО-2, АМО-3, ЗИС-50 , УралЗИС-5М и УралЗИС-355 , предшествовавших и последовавших за ЗИС-5 и ЗИС-5В , производство этого грузовика продолжалось с 1930 по 1958, а с учётом глубоко модернизированной модели УралЗИС-355М (с кабиной и оперением в стиле ГАЗ-51 ) — до 1965 года.
Конструкция машины была классической - лонжеронная рама, полуэллиптические рессоры, передний мост несколько сдвинут вперед. Кабина - прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Привод тормозов - механический.
Нижнеклапанный двигатель фирмы Hercules, производимый для АМО-3, был дефорсирован, но за счёт одновременного увеличения рабочего объёма с 4880 до 5550 см³ мощность выросла с 66 л. с. при 2400 об./мин. до 73 л. с. при 2300 об./мин.;
Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Грузили на ЗиС-5, как правило, четыре-пять тонн, хотя рассчитан он был на три. И перевозил он груз спокойно, без надрыва.
В 1930-е годы грузовики и автобусы ЗИС экспортировались в Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Монголию, Румынию, Турцию и Эстонию.
Популярными "трехтонки" были и в Красной Армии, где к июню 1941 года их насчитывалось 104 тысячи. С началом Великий Отечественной войны потребность в ЗиС-5 резко возросла - в первую очередь потому, что он мог служить тягачом полковых и дивизионных пушек.
Трехосный грузовик ЗИС-6. В 1933 г. по проекту HATИ начато производство трехосного ЗИС-6. На шасси ЗИС-6 монтировались реактивные миномётные установки "Катюша" и Бронеавтомобили БА-11.
Грузовик ЗИС-6
- Годы выпуска: 1933 - 1945
- колёсная формула: 6х4
- масса: 4,23т
- мощность двигателя (ГЕРКУЛЕС): 76 л.с.,
- мах. скорость: 50км/ч
- Грузоподъёмность: 4т
БМ -13 "Катюша" - машина которую уважает весь мир...
Средние бронеавтомобили БА-11 применялись на начальном периоде Великой Отечественной войны на Юго-Западном и Ленинградском фронте . По бронезащите и огневой мощи, а также подвижности и запасу хода БА-11 несколько превосходил Т-26 . На шоссе же он при такой же мощности двигателя развивал вдвое большую скорость. Это предопределило боевое назначение машины — маневренная огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление автоброне-соединений, вооружённых средними машинами, борьба с бронесилами и огневыми точками врага.
Стандартный «зисовский» двигатель был форсирован до 93 л. с. (с алюминиевой головкой — до 99 л. с.), в основном за счет увеличения степени сжатия и частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров.
В 1940 году на шасси ЗИС-34Д был установлен опытный автомобильный 6-цилиндровый дизель ЗИС-Д-7 (конструкторы П. В. Сметанников, В. А. Будников, И. И. Мочалин) мощностью 96-98 л. с. при 2200 об/мин. В 1941 году первый советский дизельный бронеавтомобиль БА-11Д проходил испытания. Из-за более тяжёлого двигателя масса машины увеличилась до 8,65 т; однако за счет его большей экономичности запас хода при тех же баках (150 л) возрос на 33 %.
По вооружению БА-11 превосходил зарубежные образцы тяжёлых бронеавтомобилей, а дизельный БА-11Д вообще не имел аналогов.
ЗИС-42 и ЗИС-42М — Представлял собой дальнейшее развитие полугусеничного грузовика ЗИС-22. Предназначался для работы в условиях бездорожья и в качестве артиллерийского тягача .
ЗИС-42/-42М серийно производился на заводе ЗИС на базе обычного грузовика ЗИС-5В в 1942—1946 гг. Ранний ЗИС-42 был произведён в нескольких опытных партиях в 1942 году, а с конца того же года выпускалась его улучшенная модификация ЗИС-42М, находившаяся в производстве до 1946 года. Всего произведено 6 372 автомобиля ЗИС-42 и ЗИС-42М.
Боевые машины разрабатываемые на базе ЗИС-42/-42М
В 1937 году в конструкторском отделе ЗИСа спроектировали новый грузовик — ЗИС-15, который отличался новой обтекаемой трехместной цельнометаллической кабиной и оперением, усиленной и удлинённой рамой, усовершенствованным двигателем 82 л. с. при 2650 об/мин. ( с алюминиевыми поршнями до 90 л.с. при 2700 об/мин.).
Грузоподъёмность ЗИС-15 составляла 5000 кг. Привод тормозов – механический с вакуумным усилителем.
На базе ЗИС-15 планировалось строить целую серию автомобилей:
- ЗИС-15 — базовый грузовик.
- ЗИС-16 — автобус капотной компоновки.
- ЗИС-17 — автобус вагонной компоновки.
- ЗИС-23 — трёхосный полноприводный (6 × 6) грузовик.
- ЗИС-24 — двухосный полноприводный (4 × 4) грузовик.
- ЗИС-25 — газогенераторный автомобиль.
- ЗИС-26 — седельный тягач.
- ЗИС-Д7 — вариант грузовика с дизельным двигателем ЗИС-Д7 мощностью 96 л.с.
- ЗИС-28 — газогенераторный автомобиль с двигателем на основе ЗИС-Д7.
ЗИС-32 - Грузовик 1940 года, с колесной формулой 4х4. В основе здесь – ЗИС-15, со всеми вытекающими особенностями. Задний мост, с двойной шестеренной главной передачей. А передний мост был унифицирован с задним по картеру и имел точно такой же редуктор и оснащался американскими ШРУСами Rzeppa. Благодаря этому в раздаточной коробке передаточные отношения к валам привода переднего и заднего моста были сделаны одинаковыми, а за подключение «передка» и за управление демультипликатором теперь отвечали два разных рычага. Наконец, на машине стоял форсированный двигатель от ЗИС-16 мощностью 88 л.с. Грузоподъёмность автомобиля составляла 2,5-3 тонны, в зависимости от состояния дорожного покрытия или грунта.
ЗИС-36 - Грузовик 1940 года, с колесной формулой 6х6. В основе здесь – ЗИС-15, со всеми вытекающими особенностями. Задние мосты от ЗИС-6, с червячной главной передачей. На машине стоял форсированный двигатель от ЗИС-16 мощностью 88 л.с. Грузоподъёмность автомобиля составляла 3-5 тонны, в зависимости от состояния дорожного покрытия или грунта.
ЗИС-16 1938 года. Автобус, колёсная формула 4х2 на шасси ЗИС -15, но с форсированным мотором.
продолжение следует...
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. АЛЬТЕРНАТИВА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. АВТОМАТЫ РККА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. АВИАЦИЯ РККА.
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик
Последняя версия статьи от 15.04.2021