Гибель подводной лодки «Курск»

"Всем привет, отчаиваться не надо."
Из записки члена экипажа АПЛ «Курск» Дмитрия Колесникова.

Совсем скоро исполнится 18 лет со дня гибели атомной подводной лодки «Курск». На тот момент это было лучшее подводное судно Северного флота. Экипаж судна насчитывал 118 человек. Обстоятельства трагедии до сих пор вызывают многочисленные вопросы и домыслы.

10 августа 2000 года «Курск» вышел в Баренцево море для выполнения учебно-боевого задания. На борту АПЛ находились 24 торпеды и 24 крылатые ракеты. По легенде лодка должна была произвести учебное торпедирование корабля условного противника, и после того, как командир Геннадий Лячин получил разрешение на пуск, связь с экипажем прервалась. В следующую минуту прогремели два взрыва мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. На соседних судах их приняли за пуск ракет. Уже тогда было понятно, что произошла катастрофа, но режим «тревога» был объявлен лишь 12 часов спустя – в 23:30.

13 августа в 16:20 с лодкой устанавливают технический контакт, предполагаемое начало спасательной операции – в 7 утра 14 августа. Всего их было около 10, и ни одна не увенчалась успехом из-за сложных погодных условий на море. В этот же день Минобороны официально заявляет о крушении, сообщая при этом совершенно разные подробности операции. Так сначала заявили, что с экипажем установлена радиосвязь, а затем – что спасатели общаются с экипажем через перестукивание. А еще позже заговорили о гибели большей части экипажа в первые минуты после взрывов.

Очень многие факты указывают на то, что «Курск» столкнулся с американской подлодкой «Мемфис». Во-первых, взрыв произошел из-за деформации торпеды. Во-вторых, подводные лодки США в тот день следили за российскими учениями. В-третьих, сигнал бедствия, по одной из версий, давал именно «Мемфис». Ну, а через несколько дней лодка была обнаружена на ремонте в норвежском порту.

Как только за рубежом узнали о крушении АПЛ «Курск», главы Великобритании и США предложили свою помощь в спасательной операции. Тогда руководство РФ наотрез отказалось, заявив, что российских ресурсов для подъема лодки вполне хватит. Однако уже вечером 16 августа генерал Куроедов заявил о намерении попросить помощи у западных коллег. В Норвегию был оперативно доставлен спасательный корабль с британской мини-субмариной.

21 августа официально объявили о гибели экипажа.

Пожалуй, самой жуткой тайной навсегда останется тайна 9-го отсека. Страшно даже представить моральное состояние экипажа. В самом маленьком, 9-ом отсеке собрались последние военнослужащие, оставшиеся в живых. Командовал, по-видимому, Дмитрий Колесников. Как минимум два раза – в 13:00 и в 15:00 – он проводил перекличку. И всех выживших вполне могли спасти – по расчетам, средств выживания хватало на 10 суток. Но случилось непоправимое…

РДУ – регенеративная двухъярусная установка, используется для химической регенерации воздуха. Заряжается эта установка регенеративными пластинами из особого вещества, которое превращает углекислый газ в кислород. По-видимому, кто-то уронил эти пластины в воду (уровень воды в отсеке составлял примерно 15-20 см). Раздался взрыв. Трое военнослужащих, выполнявших перезарядку получили серьезные ранения. Все оставшиеся в 9 отсеке члены экипажа погибли от отравления угарным газом.

Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенаративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Не хватает ремней на индивидуальных дыхательных аппаратах. Отсутствуют карабины на стопорах. Протянем ещё не более суток».
Из записки члена экипажа АПЛ «Курск» Дмитрия Колесникова.

А как вы думаете? В чём причина этой трагедии?

Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки и мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов.