За что Иван Грозный убил сына?

Известно, что у Ивана Грозного было пять сыновей и три дочери. Все девочки умерли во младенчестве, а из мальчиков только двое дожили до взрослого возраста — Иван Иванович и Фёдор I Иоаннович.
Именно царевич Иван Иванович был первым претендентом на трон после Ивана Грозного. Царевич Иван был старше своего брата на три года. К тому же царевич Фёдор не годился для державной власти, поскольку был слаб не только здоровьем, но и умом.

Дожив до 27 лет, Иван Иоаннович особой государственной роли не выполнял, хотя известно, что его рассматривали как претендента на польскую корону. С самой юности он сопровождал своего отца в военных мероприятиях. Имел посредственное участие в княжении: принимал послов, решал второстепенные споры между боярами, наблюдал за казнями.
Женился юноша, как было тогда принято, рано — в 17 лет. За десять лет женат был трижды. Из сохранившихся записей дьяка Ивана Тимофеева известно, что и первая, и вторая жёны царевича попадали в немилость к Ивану Грозному, отчего были пострижены и отправлены в монастырь. Попадали женщины в немилость из-за того, что не беременели.
В год смерти Иоанна Иоанновича его третья жена как раз была беременна первенцем. Но выносить ребёнка не смогла.

До недавнего времени версия об убийстве собственного сына Иваном Грозным считалась самой убедительной. Правда, достоверных доказательств этому нет.

Версия первая.


Во многом историки доверились дипломату Антонио Поссевино, который после посещения Москвы написал «Исторические сочинения о России». Папский легат Антонио Поссевино был современником Ивана Грозного, и в 1582 году он по разрешению царя проводил диспуты о вере в Москве. Когда же царь узнал содержание проповедей, он чуть было не убил оратора.
Многие историки считают, что события, описанные Поссевино, имеют не столько исторические факты, сколько сплетни, собранные по всем царским палатам. То, что касаемо смерти царевича, описано им так.
Ссора между Иваном Грозным и его сыном случилась из-за жены молодого Ивана, который собирался стать отцом в первый раз. Елена находилась в своих покоях и оттого была одета в нижнее платье. Неожиданно её решил навестить свёкор, которому не понравился внешний вид снохи. Имея крутой нрав, царь сначала ударил, а после и вовсе избил бедную женщину. Именно в этот момент подоспел его сын, который начал укорять отца за такое поведение, чем привёл самодержца в ещё большую ярость. Царь своим посохом нанёс сыну несколько ударов в голову.
Поняв, что сотворил злодеяния, Грозный охладил свой пыл и вызвал докторов. Но царевич умер на пятый день, а у его жены случился выкидыш. Похоронили Иоанна Иоанновича при глубокой скорби.
Царь Иван Грозный - художник Андрей Шишкин.
Царь Иван Грозный - художник Андрей Шишкин.

 Версия вторая


Царственная семья многие десятилетия была подвержена отравлениям. В средневековье это был очень распространённый и эффективный способ устранения нежелательных конкурентов.  
Сомнения в исторических данных появились у академика Николая Петровича Лихачёва. Он изучил всевозможные документы и в 1903 году сделал заключение, что царевич умер от болезни.  
Руководствуясь желанием узнать истину, в 1963 году советские учёные вскрыли гробницы царственных особ: Ивана Грозного и двух его взрослых сыновей. Были проведены криминалистические экспертизы, которые показали, что содержание ртути, мышьяка и свинца в останках многократно превышает все допустимые нормы.
Из этого можно сделать вывод, что царевич был отравлен. Факт отравления никак не отклоняет вероятность ссоры с отцом. Но полностью опровергает вероятность убийства.
«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына).
«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына).

Картина Репин.
Это как раз тот случай, когда искусство сделало больше, чем историческая действительность, навязав мнение художника общественным массам. Картина, которую написал Репин через 300 лет после драматических событий, стала очень известной.
Несмотря на то, что с самого начала картина подверглась большой критике и цензуре, вызвала недовольство императора, была запрещена для общественного показа, она многим деятелям искусства пришлась по вкусу.
Последний раз эту спорную живопись активисты хотели убрать из постоянной экспозиции в 2013 году, они с этой просьбой обращались к министру культуры. Но руководство Третьяковской галереи на это не пошло. Картина продолжает выставляться, вводя в заблуждение многочисленных посетителей.

Автор статьи: Алексей Шеховцов - главный редактор проекта @RussianHistory_

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, рекомендуйте его друзьям, а мы будем радовать Вас новыми историями от наших авторов!