Что военные хотели реализовать в метрополитене в начале 1932 года

2,3k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 70% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Пора заканчивать эпическую сагу про требования военных к метрополитену 1932 года. Многое могло сейчас быть не так, если их стали реализовывать сразу.

В феврале 1932 года Генштаб РККА выдвинул перечень главнейших мероприятий, подлежащих осуществлению при проектировании и постройке линий и сооружений Московского метрополитена в соответствии с требованиями ПВО.

Перечень главнейших мероприятий, подлежащих осуществлению при проектировании и постройке линий и сооружений Московского метрополитена в соответствии с требованиями ПВО. Февраль 1932 года. РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
Перечень главнейших мероприятий, подлежащих осуществлению при проектировании и постройке линий и сооружений Московского метрополитена в соответствии с требованиями ПВО. Февраль 1932 года. РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
Перечень главнейших мероприятий, подлежащих осуществлению при проектировании и постройке линий и сооружений Московского метрополитена в соответствии с требованиями ПВО. Февраль 1932 года. РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.

Мы с вами разобрали, почему метро должно быть глубокого заложения и какие оставшиеся пункты в нем содержаться. (две части: раз и два). Теперь вашему внимаю предлагается заключительный пост разбора этого документа. А там есть весьма интересные пункты.

24. Обеспечить возможность забора воздуха для приточной вентиляции подземных линий и станций метрополитена в военное время из высоких слоев атмосферы (x0 метров ­— первая цифра попала на сгиб, к сожалению, но по словам человека, который читал этот документ — там было 60 метров.) Мест забора воздуха должно быть несколько. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность быстрого герметического перекрывания заборных каналов.
 РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.

Хтотичная ВШ высотой 60 метров — это эпично. Хотя в целом этот пункт опять же логичен. Возможно его и вспомнили а конце 50-х годов, когда разрабатывали концепцию «ДВ» (Дальние воздухозаборы).

25. Предусмотреть возможность быстрой вентиляции линий и станций метрополитена в целях скорейшего проветривания после нападения.

Без комментариев — и так понятно. Отравляющие вещества надо выдувать. А также пыль, газы и так далее.

26. Предусмотреть возможность быстрой герметизации всех вентиляционных отверстий мирного времени и входов.

Полная герметизация всего метрополитена. По сути, эту концепцию потом и реализовали в середине 50-е годов.

27. Обеспечить подачу электроэнергии для работы и освещения метрополитена от дополнительных источников (переключение на разные подстанции, аккумулирование энергии и т.д.)

Резерв электричества — ответственный и важный момент. В 30-е года его решить не смогли, разве кроме установки аккумуляторов на станциях для аварийного освещения. А вот потом вполне себе развернулись. Но не для движения поездов, естественно.

28. Все подземные станции метрополитена, а также некоторые (наиболее глубокие) участки линий, должны иметь артезианские колодцы или быть обеспечены водой, подведенной от артезианских скважин.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.

Здесь скорее удивляет не то, что нужна вода. А словосочетание «артезианский колодец», которое использовано отдельно от скважины.

29. Построить линии связи вдоль всех линий метрополитена и особо развить на конечных станциях.

Тоннели метро традиционно еще с довоенных времен являются удобным средством прокладки всевозможных кабелей.

30. Станции при линиях противоположного направления не должны быть одна против другой. В целях рассредоточения и разукрупнения они должны быть расположены в шахматном порядке с возможным удалением одна от другой.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.
РГВА, Ф. 37791. Оп. 1. Д. 233.

Один из эпичных пунктов перечня. Вместо одной станции мы построим две! Да, чуть поменьше, конечно, но… геология никуда не делась. И об удобстве пассажиров тут говорить не приходится. По сути, это две независимые линии с однопутным движением.

31. Разработать автоматическую сигнализацию для быстрого определения мест повреждения перекрытий метрополитена, в целях немедленного изолирования обнаруженных участков разрушения.

Пункт логичный, но его реализация на тот момент, как мне кажется, была быстрее и надежнее доступна при визуальном осмотре и дежурстве.

32. Для наблюдения за всем происходящим на путях подземных линий метрополитена должен быть оборудован в особо надежно укрытом помещении (вместе с автоматической сигнализацией перекрытий метрополитена) специальный световой контроль-сигнальный экран.
Примечание: По типу Лондонского и Берлинского.

Я так понимаю, что это не телевидение в нашем нынешнем понимании. А именно контрольный экран с мнемосхемой оборудования, сооружений и сигнальными лампами.

33. Проект метрополитена, для согласования с планом ПВО Москвы и получения заключения Управления ПВО МВО, должен быть внесен на рассмотрение специальной Комиссии Управления ПВО Московского Военного округа и с его заключением, поступить на окончательное согласование Штаба РККА.

Вот такими были требования Генштаба РККА по ПВО для метрополитена. Если бы их все попытались бы реализовать… Возможно, история метро пошла бы по-другому. Как и его внешний вид. И уж точно он не открылся бы 15 мая 1935 года. Все это построить в такие сроки было бы не реально.

Некоторые пункты так и остались на бумаге. Многие в дальнейшем были реализованы или послужили основой для разработки новых технических условий или проектов.

Этот перечень из 33 пунктов был подписан в Метрострое 28 февраля 1932 года. В марте он уже сократился до 23 пунктов, а третий вариант, подписанный 3 октября 1932 года содержал уже 21 пункт. Эти все перечни нам доступны и в последующих материалах мы с вами поговорим о том, как их сократили и как проектировали метрополитен для защиты населения от авиабомб. Пока только от авиабомб.