21,4K подписчиков

Докладная записка об организации работ по укрытию населения в метро в 1941 году

174 прочитали

Продолжаю показывать вам интересные архивные документы об использовании Московского метрополитена для укрытия населения летом-осенью 1941 года.

Я уже показывал часть этого дела, а теперь пора полностью его выложить. В конце материала будут ссылки на посты, посвященные укрытию населения летом–осенью 1941 года, которые я уже сделал.

Докладная записка начальника метрополитена товарища Новикова Народному Комиссару Путей сообщения товарищу Кагановичу.

Дело хранится в Российском государственном архиве экономики: РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1297.
Дело хранится в Российском государственном архиве экономики: РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1297.

Сначала будут сканы нашего документа, а потом его расшифровка. Таблицы перечней будут даны в конце только в виде сканов.

Народному комиссару путей сообщения Л.М.Кагановичу

Во исполнение Ваших указаний о подготовке Метрополитена к работе в условиях военного времени и обслуживании населения во время «ВТ» докладываю:

Организация работ

1. В соответствии с решением Мосгорисполкома движение пассажирских поездов установлено с 5 час. 30 мин. до 20 часов.

После окончания движения поездов все составы расставляются в тоннеле, на станциях и в тупиках на одном из путей, 2-й путь оставляется для движения хозяйственных поездов и производства работ.

С 20 час. 30 мин. вход на Метрополитен разрешен только женщинам с детьми. Взрослое население принимается в Метрополитен по сигналу «ВТ».

В случае подачи сигнала «ВТ» во время движения, поезда немедленно останавливаются и снимается напряжение.

Весь обслуживающий персонал во время «ВТ» действует в соответствии со специально разработанными инструкциями.

Женщины с детьми до 2-х летнего возраста размещаются на станциях и в вагонах.

Па каждой станции организовали медпункты, в тоннелях расставлены медпосты.

В целях обеспечения порядка введена усиленная милицейская охрана у вестибюлей, на станциях и в тоннелях.

В вестибюлях станций имеется вода и песок для тушения зажигательных бомб.

Для удобства схода населения с платформы станций в тоннели, сделаны специальные сходные мосты.

На станциях и в тоннелях организована торговля продуктами питания, мороженым, фруктовыми и минеральными водами.

Для ведения политико-массовой работы среди населения по решению МК ВКП(б) районными комитетами и политотделом выделены агитаторы.

Резервирование освещения

2. а) Для обеспечения бесперебойного питания освещения тоннеля первой очереди, при выходе из строя одной из понизительных подстанций, Метрополитеном проведены работы по осуществлению питания освещения каж­дого участка тоннеля от двух понизительных подстанций.

По линии второй очереди те же работы должен был выполнить Метрострой до 1 августа 1941 г., — работа не выполнена.

При выходе из строя одной из тяговых подстанций первой очереди питание освещения может производиться от аккумуляторной батареи, понизительных подстанций, при этом освещение станций сокращается до 15 % и в туннелях до 50 % от нормального.

Аккумуляторные батареи в состоянии давать питание для освещения в течение 2-х часов.

Кроме того, разработаны схемы подключения резервного питания от ближайших трансформаторных киосков Мосэнерго, расположенных вблизи трассы Метрополитена.

При отсутствии подачи энергии от Мосэнерго, питание освещения тоннеля и станций Метрополитена будет производиться от электростанций Ж.Э.С. устанавливаемых в тоннеле.

(Ж.Э.С. — железнодорожная электростанция — стационарная тепловая электростанция (дизельная электростанция) малой мощности для электроснабжения железнодорожных потребителей)

Кроме того, на каждую станцию завезены аккумуляторные переносные фонари в количестве 20-30 штук.

Для выполнения указанной работы необходимо полу­чение кабеля согласно прилагаемой спецификации.

б) В целях обеспечения питания перекачек по линии первой очереди, при выходе из строя одной из тяговых подстанций, Метрополитен 15 августа 1941 года будут закончены работы по осуществлению дополнительного питания от соседней тяговой подстанции.

По линии второй очереди, при выходе из строя одной из тяговых подстанций, энергоснабжение перекачек не нарушается.

При выходе из строя одной из понизительной подстанции резервирование питания перекачек будет осуществлено установкой электростанции Ж.Э.С.

в) Частичное резервирование питания вентиляторов может быть осуществлено от передвижных или стационарных электроподстанций Ж.Э.С., которое будет проводиться Метрополитеном по мере поступления последних.

Вентиляция

3. Для улучшения вентиляции станций и тоннелей введен новый график работы вентиляторов и дополнительно пущены резервные вентиляторы, что увеличивает подачу воздуха до 20 %.

Для дальнейшего улучшения обмена воздуха в тоннели и на станциях намечены следующие мероприятия:

а) увеличить число оборотов вентиляторов путем замены шкивов моторов или вентиляторов, что увеличит подачу воздуха на 10–16 %.

б) установить вновь четыре вентилятора в шахтах естественной вентиляции на мелком заложении.

Эти мероприятия будут выполнены Метрополитеном к 1-му сентября 1941 года.

Кроме того, необходимо обязать Метрострой в кратчайший срок окончить все строительно-монтажные работы на вентиляционных шахтах №№ 72,31 и 82.

Уборные

4. На Центральном радиусе («Сокольники» — «Парк Культуры») построены и пущены в эксплуатацию уборные по станциям:
«Сокольники» — 34 очка
«Красносельская» — 36 очка
«Комсомольская» — 48 очка
«Красные Ворота» — 18 очка
«Библиотека имени Ленина» — 30 очка
«Дворец Советов» — 29 очка
«Парк Культуры» — 4 очка

На станциях «Дзержинская», «Охотный Ряд» и на всех перегонах Центрального радиуса уборных нет.

В настоящее время устанавливаются уборные временного типа с использованием дренажных колодцев и зумпфов перекачек.

Работа производится Метрополитеном и будет закончена к 15 августа 1941 года.

На станции «Дзержинская» временная уборная установлена.

Покровский радиус («Курская» — «Киевская») на перегоне «Курская» — «Площадь Революции» имеется 9 уборных на 319 очков, на остальных перегонах уборных не имеется.

Оборудованы уборные на станциях:
«Коминтерн» — на 20 очков
«Арбатская» — на 4 очка
«Смоленская» — на 20 очков
«Киевская» — на 20 очков

На станциях «Курская» и «Площадь Революции» заканчивается строительство уборных на 24 очка.

Горьковский радиус («Сокол» — «Площадь Свердлова»).

На перегоне «Площадь Свердлова» — «Маяковская» имеется 2 уборные на 56 очков:
«Маяковская» — «Белорусская» — 1 уборная на 48 очков
«Белорусская» — «Динамо» — 3 уборные на 104 очка

На перегоне «Динамо» — «Аэропорт» и «Аэропорт» — «Сокол» уборные в стадии строительства.

Кроме того, уборные на 4 очка имеются на станциях: «Площадь Свердлова», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол».

Необходимо обязать Метрострой к 15 августа 1941 года. закончить строительство уборных на станциях «Курская», «Площадь Революции», «Арбатская», «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Парк Культуры», «Охотный Ряд» и на перегонах в шахтах №№ 70, 68, 77, 80, 85, 86 и в комбинатах №№ 1,2 и 3 (перегоны «Динамо» — «Сокол»).

Водопровод

5. На линии второй, очереди перегонные тоннели и станции водопроводом обеспечены.

Установлены водоразборные (водозаборные – ?) краны и фонтанчики с питьевой водой.

На линии первой очереди водопровод уложен на участке «Сокольники» —«Красные Ворота». На остальных участках производится укладка водопроводных труб. Работы будут закончены к 10 августа 1941 года.

Связь

6. С введением Угрожаемого Положения, диспетчерский пункт переведен в подземное помещение станции «Площадь Свердлова».

В настоящее время в том же помещений размещен и штаб ПВО Метрополитена.

Таким образом основные виды связи — селекторная, тоннельная и оперативная — изолированы от поверхности и могут безопасно работать в условиях ПВО.

Кроме основной, связи, селекторной, в качесве резерва станции и депо имеют еще и городские телефоны.

В целях быстрейшего восстановления связи, в случае разрушения тоннеля мелкого заложения, необходимо на этих участках проложить одну резервную пару проводов (длиной в 15 км).

Кроме того, необходимо форсировать начатые работы по установке на станциях коммутаторов для осуществления связи между милицейскими постами в вестибюлях, шахтах, вентиляционных установках, затворах и входах в тоннели и другие. Указанные работы проводит Метрострой, которым значительное количество оборудования уже получено.

Радиофикация

7. В целях улучшения оповещения населения, укрываемого в Метрополитене, проводятся работы по радиофикации станций и тоннеля.

В настоящее время закончены монтажом и приняты к эксплуатации радиоузлы на станциях: «Курская» и «Площадь Революции».

В ближайшие 3–5 дней будет закончен монтаж радиоузлов. на станциях «Белорусская» и «Динамо».

Аппаратура для оборудования радиоузлов на остальных станциях почти полностью получена Метростроем.

Работы по радиофикации несколько задерживаются из-за отсутствия кабеля и проводов.

При получении в ближайшие дни кабеля и проводов, вся работа по радиофикации может быть закончена в августе 1941 года.

Ремонт подвижного состава

8. В целях предохранения подвижного состава от воздушных бомбардировок, вагоны после окончания движения поездов расставляются в тоннели.

На случай повреждения депо разработан проект организации подъёмочного ремонта и осмотра подвижного состава в тупиках станций «Сокольники», «Курская» и «Сокол», где намечено установить подъёмочные средства, а также необходимое оборудование и предусмотрено устройство смотровых канав.

Ориентировочная стоимость указанных работ выражается в сумме 70 тыс. руб.

Улучшение обслуживания населения

9. Согласно Ваших указаний по улучшению обслуживания населения проводятся следующие мероприятия:

а) тоннели застилаются деревянным настилом. Уложено 12 километров настила между рельсами. Требуется уложить еще 35 километров и 47 километров бокового пастила — с окончанием этой работы к 1 сентября 1941 года, для чего требуется 4000 куб.метров леса.

б) Для станций первой очереди заготовляются скамейки — с окончанием этой работа к 20 августа 1941 года.

в) В пилонах станций «Красные Ворота», «Охотный ряд», «Площадь Свердлова», «Белорусская», «Динамо», «Курская» и «Площадь Революции» будут установлены 3-х ярусные полки на шарнирах, спускаемые на время движения поездов, — с окончанием работ к 15 сентября 1941 года.

г) Для удобства размещения населения станционные зал и платформа разделяются щутц-линями. Работа будет закончена, к 5 августа 1941 года.

(Шуц-линия относится к протяженным предупреждающим тактильным наземным указателям. Эта линия предназначена для разграничения опасной и безопасной зон на платформах ожидания рельсового транспорта)

д) Вывешены указатели на стенах тоннелей с места расположения уборных и питьевых кранов.

е) Для обеспечения порядка и культуры обслуживания населения в тоннелях на каждый перегон выделен отдельный комендант, с подчинением их начальнику станции, и в каждую уборную во время заполнения тоннелей населением особый дежурный.

ж) После освобождения тоннелей от населения производится дезинфекция подвижного состава и станций. Для дезобработки тоннелей изготовлен и испытан специальный агрегат.

з) На лестницах и в проходах установлено дополнительное маскировочное освещение — лампы синего цвета в арматуре с глубоким излучением.

и) Проводился инструктаж командного состава (начальники служб, ДС, ПД, начальники околотков сооружений, медработники и другие).

10. Для производства восстановительных работ и выполнения намеченных мероприятий, прошу Ваших указаний об отпуске оборудования и материалов, сог­ласно прилагаемых ведомостей.

НАЧАЛЬНИК МЕТРОПОЛИТЕНА
имени Л.М.КАГАНОВИЧА — И. НОВИКОВ

1 Августа 1941 года.

А теперь ведомости, они будут только в виде сканов страниц.

Другие материалы про укрытие население в метро летом–осенью 1941 года:

Первая учебная воздушная тревога в Московском метро 24 июня 1941 года.

Вторая учебная воздушная тревога. Материал называется «Смерть в метро», так как на платформе станции «Парк Культуры» умерла гражданка НЮНИНА, 72 лет, от сердечного припадка.

Последствия бомбардировки фашистами Москвы с 22 на 23 июля 1941 года, когда впервые пострадали объекты инфраструктуры метрополитена.

Письмо депутата Верховного Совета СССР Владимира Николаевича Образцова Лазарю Моисеевичу Кагановичу. Владимир Николаевич в ночь с 22 на 23 июля укрывался в метро и увидел недостатки в работе.

Эвакуация оборудования метрополитена осенью 1941 года.