Russos
14 976 subscribers

Метро как убежище

5,4k full reads
8,5k story viewsUnique page visitors
5,4k read the story to the endThat's 64% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Продолжаем рассказ про четвертую очередь Московского метро, куда входит Кольцевая линия и глубокий Арбатский радиус. В этой серии мы поговорим про использование четвертой очереди как убежища и посмотрим, сколько же это все стоило.

Оглавление:
1.
Введение
2.
Первые проекты Кольцевой линии
3.
Первая очередь
4.
Третья очередь метро — кольцо!
5.
Постановления ГКО
6.
Технический проект Кольцевой линии
7.
Проекты станций
8.
Строительство Кольцевой линии — сложности и технологии
9.
Глубокий Арбат
10.
Пуск первой очереди Кольцевой линии
11.
Первый пусковой участок Кольцевой линии
12.
Второй пусковой участок Кольцевой линии
13.
Глубокий Арбат
14.
Третий пусковой участок Кольцевой линии

15. Метро как убежище

На кольцевой линии была всего лишь одна служебная ветка от станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии до станции «Пацелецкая» Кольцевой линии. На тот момент этого было достаточно. Никто тогда не предполагал, что эти ССВ будут нужны не только для передачи составов с линии на линию. А после принятия концепции дальних воздухозаборов Кольцевая линия стала играть роль распределения воздуха по глубокой части — поэтому были достроены 3 служебные ветки для снабжения воздухом укрываемого населения. Но это концепция получила свое рождение в конце 50-х годов.

Первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк Культуры» рассчитан на прием 109 тысяч укрываемых граждан при работе этого участка в режиме массового бомбо– и газоубежища.

Второй участок от станции «Курская» до станции «Белорусская» рассчитан на прием 124 тысячи граждан.

Третий участок Кольцевой линии рассчитан на укрытие 100 тысяч человек и еще 3,5 тысячи укроется на вытяжной ветке к депо. Так же метрополитену были сданы деревянные щиты для перекрытия дренажных лотков в тоннелях в количестве 15 904 квадратных метров! Были сданы все подречные затворы, а из 70 защитно-герметических дверей было установлено 60.

Толща грунта над тоннелями свыше 30 метров обеспечивает защиту от действия фугасных авиабомб (ФАБ) калибра 2500 килограммов. А вестибюли, начиная со второго пускового участка, рассчитаны на прямое попадание ФАБ калибра 500 килограммов.

С каждым новым пуском готовность средств МПВО возрастала.

Таким образом вся Кольцевая линия могла на тот момент служить укрытием примерно для 337 тысяч человек. Без учета второй ветки в депо, что даст примерно еще 3,5 тысячи укрываемых.

Таким образом, с учетом глубокого Арбата (85 тысяч человек) вся четвертая очередь Московского метрополитена могла вместить примерно 425 тысяч человек.

Начиная со второй очереди норма укрытия была установлена в два человека на один квадратный метр при глубоком заложении и один человек на квадратный метр при мелком заложении. Общая вместимость Московского метрополитена на момент окончания строительства четвертой очереди составила примерно 906 тысяч человек.

Но надо понимать, что это было убежище с так называемым постоянным объемом воздуха. Технические требования к специальным устройствам МПВО были утверждены в 1944 году и Кольцевая линия строилась с их полным соответствием.

Но, развитие новых видов наступательных вооружений, первое испытания отечественной ядерной бомбы, постепенный пересмотр подходов к специальной городской фортификации привело к тому, что именно в конце 1949 года МВД СССР издало новые требования к защитным системам метрополитенов.

Теперь расчет делался на возможную ядерную бомбардировку города, а значит — на длительные сильные пожары и радиоактивное заражение местности. Следовательно, метрополитен должен был не только дать возможность пересидеть бомбардировку, но и обеспечить последующую изоляцию от поверхности в течение нескольких суток. А значит, требовались системы регенерации воздуха.

Необходимо было откуда-то получать кислород и куда-то удалять углекислый газ. Под размещение регенеративных систем нужно было намного больше подземного пространства, поэтому строительство ФВК старого образца на Кольцевой линии было приостановлено.

Схема сооружений специальных устройство в 1952 году. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5112.
Схема сооружений специальных устройство в 1952 году. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5112.
Схема сооружений специальных устройство в 1952 году. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5112.

Для оборудования всего Московского метрополитена требовалось построить 43 новых ФВК, 64 дополнительных вентиляционных сбойки и 91 камеру для гермозатворов . Кроме того, проект требовал сооружения по меньшей мере трех дополнительных хранилищ кислорода. Общая смета этого грандиозного проекта составила около одного миллиарда рублей.

Фрагмент Замоскворецкого радиуса с новыми ФВК и другими сооружениями. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5112.
Фрагмент Замоскворецкого радиуса с новыми ФВК и другими сооружениями. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5112.
Фрагмент Замоскворецкого радиуса с новыми ФВК и другими сооружениями. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5112.

Обратите внимание на участок, который помечен как «не используется». Это не ошибка. Еще с начала 40-х годов этот участок представляет собой спецучасток в перегонных тоннелях между станциями «Театральная» и «Новокузнецкая». Так как укрыть всех людей в Кремлевских спецобъектах было невозможно, то для них отвели часть перегонных тоннелей метро. В дальнейшем спецучасток увязали с новым строительством № 100, которое потом трансформировалось в объект № 103.

Объект № 103 (длинный тоннель) и его вязка с Кремлевскими объектами (виден объект № 25) и спецобъектом в Зарядье (Объект № 101). Спецучасток тоннелей метро имеет множество сбоек со всем комплексом. Из сборника документов к книге «Советские «Секретные бункеры»» Дмитрия Юркова.
Объект № 103 (длинный тоннель) и его вязка с Кремлевскими объектами (виден объект № 25) и спецобъектом в Зарядье (Объект № 101). Спецучасток тоннелей метро имеет множество сбоек со всем комплексом. Из сборника документов к книге «Советские «Секретные бункеры»» Дмитрия Юркова.
Объект № 103 (длинный тоннель) и его вязка с Кремлевскими объектами (виден объект № 25) и спецобъектом в Зарядье (Объект № 101). Спецучасток тоннелей метро имеет множество сбоек со всем комплексом. Из сборника документов к книге «Советские «Секретные бункеры»» Дмитрия Юркова.

Начался долгий и мучительный поиск способа регенерации воздуха. Но все предложенные варианты оказались сложными, не технологическими и мало подходящими в промышленной эксплуатации. Для опробования наиболее двух подходящих вариантов был организован «Опытный участок» длиной 1 378 метров на новом третьем пусковом участке Кольцевой линии на перегоне между станциями «Парк Культуры» — «Киевская». Рядом со станцией «Парк Культуры» были оборудованы две новые ФВК, в которых размещались три вида фильтров, два вида поглотителей углекислоты и кислородохранилище на 15 тонн.

«Опытный участок» на Кольцевой линии для опробованию двух вариантов регенерации воздуха.
«Опытный участок» на Кольцевой линии для опробованию двух вариантов регенерации воздуха.
«Опытный участок» на Кольцевой линии для опробованию двух вариантов регенерации воздуха.

Все было готов к финальному испытанию систем регенерации воздуха. 10 — 11 марта 1954 года 10 000 человек (в основном сотрудники МВД, подразделений МПВО и студенты ведомственных учебных заведений) спустились на опытный участок, где провели двое суток. Изучалось не только работа ФВК, но и физиологическое состояние испытуемых и их поведение в замкнутом объеме.

Именно за этими воротами начинался опытный участок.
Именно за этими воротами начинался опытный участок.
Именно за этими воротами начинался опытный участок.

Подобные испытания проводились до 1957 года. Полученные решения, хоть и показали удовлетворительные результаты, но оказались очень сложными, капризными и дорогими в массовой реализации. Советские инженеры и проектировщики, конечно, нашли выход из положения, но это история связана с пятой очередью Московского метрополитена. Для этого пришлось достраивать служебные ветки почти на все радиусы, а одна, на Фрузненскую даже называется «спецветка».

16. Сколько же стоила четвертая очередь для Советского государства?

Технический проект и сметная стоимость сооружений четвертой очереди была утверждена постановлением СНК от 21 декабря 1945 года в сумме 2 020 миллионов рублей.

В 1952 году смету снова уточнили и пересчитали — она составила 2 009,0 миллионов рублей.

Так же к этой цифре надо прибавить стоимость строительства глубокого Арбата в 480 миллионов рублей.

Итого вся стоимость четвертой очереди, включая Кольцевую линию и глубокий Арбат, составила ДВА С ПОЛОВИНОЙ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ!

И еще один миллиард планировали потратить на спецсооружения МПВО.

Вот уж точно, стройка победившей станы, которая смогла потратить такую сумму на сооружение самого лучшего в мире метро. И это помимо всеобщего восстановления народного хозяйства, разрушенного после войны. А также расходов на создание атомной бомбы, науки, образования, медицины, армии и так далее. Воистину, великая страна была.

В 1954 году доходы бюджета были равны 558,6 млрд рублей, а расходы — 553,9 млрд рублей. Не знаю, можно ли тут проводить аналогии и сравнивать, но стоимость четвертой очереди составила 0,45 процента от всего бюджета страны.

Интересно посмотреть, как распределились расходы в 1954 году:
Народное хозяйство — 214,5
Социально-культурные мероприятия — 141,5
Просвещение — 65,6
Здравоохранение и физическая культура — 28,8
Государственные пособия многодетным и одиноким матерям — 4,7
Оборона — 98,8
Министерство внутренних дел СССР и Комитет государственной безопасности — 14,9

В противовес расхожему мнению, что Советский Союз тратил все деньги на армию, цифры показывают, что это не так. На оборону потратили 99 миллиардов (я округлил), а тогда как на народное хозяйство — 214,5 миллиардов.

Станция «Новослободская».
Станция «Новослободская».
Станция «Новослободская».

Метро никогда не было дешевой стройкой — оно требует сосредоточения уникальных кадров, оборудования и специальных знаний. Как и проектировщиков, так и архитекторов. А также вложение огромных финансовых средств.

Начав строительство Кольцевой линии в конце 1943 года еще во время войны, Метростроевцы смогли построить прекрасный памятник народу, победившему в войне.

Стройка была сложной, очень сложной, но советские люди справились. Как сказал товарищ Сталин в 1931 году: «Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять».

Друзья, на этом свой рассказ про Четвертую очередь метрополитена я завершаю. Спасибо, что читаете, комментируете, спорите. В следующий раз я расскажу про Фрунзенскую служебную ветку и про строительство станции «Красные ворота» первой очереди. Не переключайтесь!