Russos
15 046 subscribers

Новороссийский зерновой терминал — один из крупнейших комплексов на Черном море

3,5k full reads
5k story viewsUnique page visitors
3,5k read the story to the endThat's 71% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

В начале сентября я отправился в Новороссийск — снимать одноименный зерновой терминал, крупнейший в Российской Федерации комплекс по перевалке зерновых культур, расположенный на Черноморском побережье. Его максимальная мощность составляет 6,5 миллионов тонн в год. Это сопоставимо с годовым импортом пшеницы Филиппин (6,8 млн тонн) или Бангладеша (7 млн тонн).

Терминал принадлежит компании «Деметра-Холдинг» (входит в группу ВТБ) — крупному в России вертикально интегрированному зерновому холдингу, объединяющему активы в области транспортной экспортной логистики и трейдинга.

Новороссийский зерновой терминал — один из крупнейших комплексов на Черном море

Терминал новый, его строительство началось в 2004 году. В августе 2007-го была проведена опытная перевалка зерновых культур и в мае 2008 года НЗТ был введен в эксплуатацию. Мое первое знакомство с терминалом состоялось в 2015 году, когда, снимая с высоких точке жд станцию «Новороссийск» я обратил внимание на причал, где стояли два судна под погрузкой. Мой сопровождающий сказал, что это грузят зерно. Я тогда отметил про себя, что было бы хорошо поснимать там. И вот... Кто знаком с творчеством Макса Фрая, то поймет фразу: «Так или иначе, рано или поздно». Так что прошло 6 лет. Я стою в зерновом терминале и снимаю для них процесс перевалки зерна. Это оказалось очень интересным!

Инфраструктура комплекса позволяет принимать зерно с автомобильного и железнодорожного транспорта. Для соблюдения качества зерна и его доставки конечному покупателю в короткие сроки, необходимы современное технологическое оборудование, развитая инфраструктура и строгое соблюдение правил по приему, хранению и отгрузки товара.

1. Этот кадр я сделал в 2015 году — терминал загружен работой по полной.
1. Этот кадр я сделал в 2015 году — терминал загружен работой по полной.
1. Этот кадр я сделал в 2015 году — терминал загружен работой по полной.
2. Общий вид на терминал с мола.
2. Общий вид на терминал с мола.
2. Общий вид на терминал с мола.
3. Силосы для хранения зерна. Общая емкость 126 000 тонн.
3. Силосы для хранения зерна. Общая емкость 126 000 тонн.
3. Силосы для хранения зерна. Общая емкость 126 000 тонн.
4. Терминал способен принимать суда длиной до 229 метров, шириной до 38  метров и максимальной осадкой до 13 метров. Но чтобы загрузить судно  зерном, его надо доставить на терминал. Как я сказал выше, комплекс  позволяет осуществлять железнодорожную и автомобильную разгрузку.
4. Терминал способен принимать суда длиной до 229 метров, шириной до 38 метров и максимальной осадкой до 13 метров. Но чтобы загрузить судно зерном, его надо доставить на терминал. Как я сказал выше, комплекс позволяет осуществлять железнодорожную и автомобильную разгрузку.
4. Терминал способен принимать суда длиной до 229 метров, шириной до 38 метров и максимальной осадкой до 13 метров. Но чтобы загрузить судно зерном, его надо доставить на терминал. Как я сказал выше, комплекс позволяет осуществлять железнодорожную и автомобильную разгрузку.
5. После взвешивания каждого автомобильного поезда из кузова берутся  пробы для лабораторного исследования. В компании, кстати, действует  правило, что автовозы с перевесом категорически не обслуживаются. Это  принципиальная позиция для сохранения дорог в регионе.
5. После взвешивания каждого автомобильного поезда из кузова берутся пробы для лабораторного исследования. В компании, кстати, действует правило, что автовозы с перевесом категорически не обслуживаются. Это принципиальная позиция для сохранения дорог в регионе.
5. После взвешивания каждого автомобильного поезда из кузова берутся пробы для лабораторного исследования. В компании, кстати, действует правило, что автовозы с перевесом категорически не обслуживаются. Это принципиальная позиция для сохранения дорог в регионе.
6. В лаборатории проводится экспресс анализ, который определяет основные  показатели зерна. Анализов дальше будет еще много, но вот первичный  делают сразу. Только после этого зерновоз поступает на разгрузку.
6. В лаборатории проводится экспресс анализ, который определяет основные показатели зерна. Анализов дальше будет еще много, но вот первичный делают сразу. Только после этого зерновоз поступает на разгрузку.
6. В лаборатории проводится экспресс анализ, который определяет основные показатели зерна. Анализов дальше будет еще много, но вот первичный делают сразу. Только после этого зерновоз поступает на разгрузку.
7. Разгрузочные устройства позволяют одновременно обслужить три грузовика. Общая производительность — 1200 тонн в час.
7. Разгрузочные устройства позволяют одновременно обслужить три грузовика. Общая производительность — 1200 тонн в час.
7. Разгрузочные устройства позволяют одновременно обслужить три грузовика. Общая производительность — 1200 тонн в час.
8. Так, в 2020 году на было разгружено порядка 65,9 тыс. зерновозов, а в перевозке зерна задействовано свыше 70 тыс. водителей.
8. Так, в 2020 году на было разгружено порядка 65,9 тыс. зерновозов, а в перевозке зерна задействовано свыше 70 тыс. водителей.
8. Так, в 2020 году на было разгружено порядка 65,9 тыс. зерновозов, а в перевозке зерна задействовано свыше 70 тыс. водителей.
9. Услугами НЗТ пользуются более 500 сельхозпроизводителей в год. От  успешной деятельности терминала зависит работа подрядных компаний и  перевозчиков.
9. Услугами НЗТ пользуются более 500 сельхозпроизводителей в год. От успешной деятельности терминала зависит работа подрядных компаний и перевозчиков.
9. Услугами НЗТ пользуются более 500 сельхозпроизводителей в год. От успешной деятельности терминала зависит работа подрядных компаний и перевозчиков.
10. По системе транспортеров зерно поступает в промежуточные силосы, так называемые «автомобильные».
10. По системе транспортеров зерно поступает в промежуточные силосы, так называемые «автомобильные».
10. По системе транспортеров зерно поступает в промежуточные силосы, так называемые «автомобильные».
11. Различное оборудование на силосах.
11. Различное оборудование на силосах.
11. Различное оборудование на силосах.
12. Малые силосы для первичного накопления зерна с автомашин. Общая протяженность автодорог на терминале — 1.5 км.
12. Малые силосы для первичного накопления зерна с автомашин. Общая протяженность автодорог на терминале — 1.5 км.
12. Малые силосы для первичного накопления зерна с автомашин. Общая протяженность автодорог на терминале — 1.5 км.
13. А вот устройство приема с железнодорожного транспорта позволяет  одновременно разгружать шесть вагонов (три пути по два вагона) общей  производительностью 2400 тонн в час.
13. А вот устройство приема с железнодорожного транспорта позволяет одновременно разгружать шесть вагонов (три пути по два вагона) общей производительностью 2400 тонн в час.
13. А вот устройство приема с железнодорожного транспорта позволяет одновременно разгружать шесть вагонов (три пути по два вагона) общей производительностью 2400 тонн в час.
14. Протяженность жд путей на терминале составляет 2,5 километра.
14. Протяженность жд путей на терминале составляет 2,5 километра.
14. Протяженность жд путей на терминале составляет 2,5 километра.
15. Редкий кадр пустого устройства.
15. Редкий кадр пустого устройства.
15. Редкий кадр пустого устройства.
16. Справа пустой состав. А по среднему пути маневровый локомотив уже подает груженый.
16. Справа пустой состав. А по среднему пути маневровый локомотив уже подает груженый.
16. Справа пустой состав. А по среднему пути маневровый локомотив уже подает груженый.
17. Разгрузка зерна из железнодорожного вагона.
17. Разгрузка зерна из железнодорожного вагона.
17. Разгрузка зерна из железнодорожного вагона.
18. Как оказалось, в силосах можно хранить зерно разного качества. Уже  на отгрузке, смешивая зерно из разных силосах, получают именно те  параметры, которые нужны заказчику.
18. Как оказалось, в силосах можно хранить зерно разного качества. Уже на отгрузке, смешивая зерно из разных силосах, получают именно те параметры, которые нужны заказчику.
18. Как оказалось, в силосах можно хранить зерно разного качества. Уже на отгрузке, смешивая зерно из разных силосах, получают именно те параметры, которые нужны заказчику.
19. Максимальная мощность по перевалке зерновых была зафиксирована здесь  в 2018 году: тогда объем перевалки зерна составил 6,3 млн тонн.
19. Максимальная мощность по перевалке зерновых была зафиксирована здесь в 2018 году: тогда объем перевалки зерна составил 6,3 млн тонн.
19. Максимальная мощность по перевалке зерновых была зафиксирована здесь в 2018 году: тогда объем перевалки зерна составил 6,3 млн тонн.
20. Из различных устройств приемки и маленьких автомобильных силосов  зерно поступает на верхнюю галерею, где высыпается в большие силоса.
20. Из различных устройств приемки и маленьких автомобильных силосов зерно поступает на верхнюю галерею, где высыпается в большие силоса.
20. Из различных устройств приемки и маленьких автомобильных силосов зерно поступает на верхнюю галерею, где высыпается в большие силоса.
21. Балкер Araya (Дедвейт примерно 29 000 тонн) уже загружен зерном и  ждет погоду, чтобы выйти из порта. Сейчас, если судить по сайтам  морского трафика, судно находится около Сенегала.
21. Балкер Araya (Дедвейт примерно 29 000 тонн) уже загружен зерном и ждет погоду, чтобы выйти из порта. Сейчас, если судить по сайтам морского трафика, судно находится около Сенегала.
21. Балкер Araya (Дедвейт примерно 29 000 тонн) уже загружен зерном и ждет погоду, чтобы выйти из порта. Сейчас, если судить по сайтам морского трафика, судно находится около Сенегала.
22. Как я написал выше, общая емкость терминала — 126 000 тонн. Это с учетом всех силосов, конвейеров, силосов первичного накопления и так далее. А вот только большой силос имеет емкость 14 300 тонн. Есть еще чуть поменьше — всего лишь 10 600 тонн. А общей емкости как раз хватает загрузки двух судов по 60 тысяч тонн.
22. Как я написал выше, общая емкость терминала — 126 000 тонн. Это с учетом всех силосов, конвейеров, силосов первичного накопления и так далее. А вот только большой силос имеет емкость 14 300 тонн. Есть еще чуть поменьше — всего лишь 10 600 тонн. А общей емкости как раз хватает загрузки двух судов по 60 тысяч тонн.
22. Как я написал выше, общая емкость терминала — 126 000 тонн. Это с учетом всех силосов, конвейеров, силосов первичного накопления и так далее. А вот только большой силос имеет емкость 14 300 тонн. Есть еще чуть поменьше — всего лишь 10 600 тонн. А общей емкости как раз хватает загрузки двух судов по 60 тысяч тонн.
23. Транспортер под силосами. Именно с него начинается путь зерна на экспорт.
23. Транспортер под силосами. Именно с него начинается путь зерна на экспорт.
23. Транспортер под силосами. Именно с него начинается путь зерна на экспорт.
24. Причал оснащен двумя судопогрузочными машинами общей производительностью 1600 тонн в час.
24. Причал оснащен двумя судопогрузочными машинами общей производительностью 1600 тонн в час.
24. Причал оснащен двумя судопогрузочными машинами общей производительностью 1600 тонн в час.
25. Зерновая галерея с транспортерами.
25. Зерновая галерея с транспортерами.
25. Зерновая галерея с транспортерами.
26. Перевалка зерна — один из важнейших этапов его отправки на экспорт и  Новороссийский зерновой терминал  играет здесь ключевую роль.
26. Перевалка зерна — один из важнейших этапов его отправки на экспорт и Новороссийский зерновой терминал играет здесь ключевую роль.
26. Перевалка зерна — один из важнейших этапов его отправки на экспорт и Новороссийский зерновой терминал играет здесь ключевую роль.

Сейчас утвержден проект и идет проектирование второй очереди терминала. Будут возведены новые силоса, продлен причал в море и установлены новые транспортеры. Все это позволит расширить мощности и увеличить экспорт.