Russos
15 852 subscribers

Первый участок Кольцевой линии

2,8k full reads
4,9k story viewsUnique page visitors
2,8k read the story to the endThat's 57% of the total page views
5 minutes — average reading time

Продолжаем рассказ про четвертую очередь Московского метро, куда входит Кольцевая линия и глубокий Арбатский радиус.

Оглавление:
1.
Введение
2.
Первые проекты Кольцевой линии
3.
Первая очередь
4.
Третья очередь метро — кольцо!
5.
Постановления ГКО
6.
Технический проект Кольцевой линии
7.
Проекты станций
8.
Строительство Кольцевой линии — сложности и технологии
9.
Глубокий Арбат

Рассказ, конечно, получился многосерийным. Я прекрасно понимаю, что такие длинные и специфичные тексты не пользуются популярностью, но тут уж ничего не поделаешь. Я и так сокращаю как могу :) В этой серии мы с вами поговорим про пусковые очереди Кольцевой линии.

10. Пуск первой очереди Кольцевой линии

Напомню, что первый пусковой участок хотели сначала открыть в 1945 году, потом в 1946... Но пусковым выдался только 1949, когда был подано напряжение и прошел пробный поезд. А первая очередь Кольцевой линии открылась 1 января 1950 года.

Схема линий Московского метрополитена с пусковым участком Кольцевой линии. 1949 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 3568.
Схема линий Московского метрополитена с пусковым участком Кольцевой линии. 1949 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 3568.

Всего на строительстве первого участка строители откачали 223 миллиона кубических метров воды, из которых треть пришлась на шахту № 405 — перегон между станциями «Таганская» и «Павелецкая».

Было выдано на-гора сотни тысяч кубометров грунта, уложено 183 тысячи кубических метров бетона и железобетона. Десятки тысяч тонн тюбингов было смонтировано на новой трассе, для чего понадобилось около 4 миллионов болтов.

На шести станциях смонтировали 23 эскалатора. Более 20 сортов мрамора, гранита, облицовочного камня, золота, хрусталя, керамики, бронзы, дерева ценных пород — все это было использовано в отделке новых станций. 15 тысяч квадратных метров мрамора и 6 тысяч квадратных метров гранитного пола. Метро строила вся страна!

Пробный поезд прошел на участке прошел в ночь с 16 на 17 декабря.

Штаб пуска новой линии находился на станции «Павелецкая», так как именно эта станция была «воротами» Кольцевой линии — к ней примыкает служебно-соединительная ветка со станции третьей очереди «Новокузнецкая».

Фрагмент плана пути первой очереди Кольцевой линии. Обратите внимание на еще одну камеру съездов на ветке — это задел для её развития при сооружении других радиусов. Сейчас там начинается ветка к Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевкой линии.
1949 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 3568.
Фрагмент плана пути первой очереди Кольцевой линии. Обратите внимание на еще одну камеру съездов на ветке — это задел для её развития при сооружении других радиусов. Сейчас там начинается ветка к Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевкой линии. 1949 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 3568.

17 декабря в 00:30 штаб дал команду на подачу напряжения в контактный рельс. К половине второго весь новый участок уже был под напряжением и первый поезд проследовал со станции «Новокузнецкая» по служебной ветке к станции «Павелецкая». Далее первый поезд со строителями и руководством метростроя и метрополитена проследовал до станции «Курская» и обратно по другому пути до станции «Парк Культуры», где он оказался уже в 2:30 ночи.

Ударник Метростроя. – 1950. – 3 янв. – С. 1–2.
Ударник Метростроя. – 1950. – 3 янв. – С. 1–2.

31 декабря на платформе станции «Курская» состоялось торжественное собрание, посвященное пуску первого участка новой Кольцевой линии. А уже утром, 1 января 1950 года, начальник Метростроя М. А. Самодуров и начальник Метрополитена И. С. Новиков перерезали красную ленту перед пуском первого поезда.

Первый участок Кольцевой линии открыт!

11. Первый пусковой участок Кольцевой линии

Далее мы с вами посмотрим на первый пусковой участок, пройдемся по станциям и тоннелям. И свое путешествие начнем в камере съездов за станцией «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии, где начинается служебная ветка на кольцо.

Судя по акту приемки Замоскворецкого радиуса в 1943 году метростроевцы в условиях военного времени не стали делать одну камеру съездов из трех. Были сооружение только те камеры, которые находились на главных путях, чтобы обеспечить движение поездов до станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии.

Фрагмент плана пути пускового участка Замоскворецкого радиуса. 1943 год.
РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1820.
Фрагмент плана пути пускового участка Замоскворецкого радиуса. 1943 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1820.

На приведенной схеме мы видим две камеры съездов и пунктир будущий служебной ветки. Логично, что в 1943 году она была не нужна, а военное время вынудило экономить. В дальнейшем шахта № 16 использовалась для строительства служебной ветки и имела номер 414.

Всего для строительства ССВ использовалось два ствола: №№ 414 и 414-бис. Хотя в одной из заметок в газете «Ударник Метростроя» упоминается три ствола, но найти документальное подтверждение этому пока не удалось. Могу предположить, что это банальная ошибка.

Третья камера съездов за станицей «Новокузнецкая». Предположительно её сооружали уже во время строительства Кольцевой линии.
Третья камера съездов за станицей «Новокузнецкая». Предположительно её сооружали уже во время строительства Кольцевой линии.
Начало служебной ветки. Деактивированные гермоворота.
Начало служебной ветки. Деактивированные гермоворота.
Камера съездов, построенные в середине 40-х годов. В момент пуска Кольцевой линии здесь путь шел только прямо. Вправо не было тоннеля.
Камера съездов, построенные в середине 40-х годов. В момент пуска Кольцевой линии здесь путь шел только прямо. Вправо не было тоннеля.
Служебная платформа бывшего спецобъекта МИД СССР. Сейчас здесь Бункер-703, музей. Вход в метро, естественно, закрыт.
Служебная платформа бывшего спецобъекта МИД СССР. Сейчас здесь Бункер-703, музей. Вход в метро, естественно, закрыт.
Камера съездов около станции «Павелецкая». Фото из архива Московского метростроя.
Камера съездов около станции «Павелецкая». Фото из архива Московского метростроя.

Сейчас мы с вами совершим небольшой прыжок и переместимся на станцию «Курская». Свое путешествие по первому пусковому участку мы начнем с тупика за этой станцией.

Третий станционный путь за станцией «Курская» Кольцевой линии. Здесь оборачивались поезда до пуска второго участка.
Третий станционный путь за станцией «Курская» Кольцевой линии. Здесь оборачивались поезда до пуска второго участка.

Станция «Курская».

Станция «Курская». Фото из архива Московского метростроя.
Станция «Курская». Фото из архива Московского метростроя.

Центральный зал напоминает древнеримский зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга».

Установка колонны на станции «Курская». Это оказалась очень трудоемкая и сложная работа. Фото из архива Московского метростроя.
Установка колонны на станции «Курская». Это оказалась очень трудоемкая и сложная работа. Фото из архива Московского метростроя.
Конструкция станции «Курская». Фото из архива Московского метростроя.
Конструкция станции «Курская». Фото из архива Московского метростроя.

Станция «Таганская».

Станция «Таганская».
Станция «Таганская».

На момент открытия станция, расположенная на глубине 53 метра, являлась самой глубокой в Московском метро. Это получилось из-за Таганского холма.

В торце станции находилось скульптурная композиция, изображавшая И. В. Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади (скульпторы — Е. П. Блинова и П. А. Баландин).  В дальнейшем композиция была заменена на панно с портретом В. И. Ленина и гербами республик СССР, но и это панно было убрано в связи с постройкой перехода.
В торце станции находилось скульптурная композиция, изображавшая И. В. Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади (скульпторы — Е. П. Блинова и П. А. Баландин). В дальнейшем композиция была заменена на панно с портретом В. И. Ленина и гербами республик СССР, но и это панно было убрано в связи с постройкой перехода.
Сооружение промежуточного вестибюля станции.
Сооружение промежуточного вестибюля станции.

Для увязки вестибюля и станции понадобилось соорудить промежуточный вестибюль. Его возвели на поверхности а потом опустили на проектную глубину.

Промежуточный вестибюль.
Промежуточный вестибюль.

Станция «Павелецкая».

Объединенный вестибюль станционного узла «Павелецкая».
Объединенный вестибюль станционного узла «Павелецкая».

Долгое время считалось, что наклон на станцию Замоскворецкой линии прошли вместе с наклоном на Кольцевую линию, но мои исследования выявили неожиданную вещь — на радиальной станции оба наклона были пройдены перед войной! Подробнее эта история рассказана в материале про станцию «Павелецкая» Замоскворецкой линии.

Станция «Павелецкая». В торце станции находится большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор — П. Д. Корин).
Станция «Павелецкая». В торце станции находится большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян (автор — П. Д. Корин).

Станция «Добрынинская».

Станция «Добрынинская»
Станция «Добрынинская»

Архитектурное оформление Добрынинской воссоздаёт перспективные порталы памятников древнерусского зодчества, в частности, по признанию самого архитектора, облик церкви Покрова на Нерли. Тема декоративного оформления станции — труд советского народа.

В вестибюле этой станции находится, пожалуй, самый необычный след борьбы с культом личности Сталина. Как видите, стену вестибюля украшают три мозаичных панно, установленные к 1 мая 1951 года. На центральном панно находятся портрет В. И. Ленина, выполненный из смальты, и шестнадцать гербов союзных республик.

На боковых панно изображены военный парад и парад спортсменов на Красной площади. Изначально на панно военные несли знамя с изображением Ленина и Сталина в профиль, а на другом панно спортсмены несли портрет Сталина.

Если знак «Гвардия», который появился на левом панно после творческой переработки вопросов не вызывает, то вот портрет Юрия Гагарина на правом панно вызывает, конечно, вопрос. В 1951 году первому космонавту планеты на момент открытия станции было всего лишь 16 лет.

Панно в вестибюле станции.
Панно в вестибюле станции.
Портрет Гагарина на правом панно.
Портрет Гагарина на правом панно.
Скульптура «Сталин за трибуной» из гипса, установленная в 1951 году. Она продержалась недолго. Фото из архива Московского метростроя.
Скульптура «Сталин за трибуной» из гипса, установленная в 1951 году. Она продержалась недолго. Фото из архива Московского метростроя.

Станция «Октябрьская».

Станция «Октябрьская».
Станция «Октябрьская».

В торце центрального зала находится арка, пространство за которой, отгороженное кованой решёткой, подсвечено голубоватым светом и символизирует послевоенный мир. Рядом с аркой — две мощные колонны-светильника.

Станция «Парк Культуры».

Сооружение вестибюля станции «Парк Культуры». Фото из архива Московского метростроя.
Сооружение вестибюля станции «Парк Культуры». Фото из архива Московского метростроя.
Станция «Парк Культуры».
Станция «Парк Культуры».

Слово архитектуру И. Рожину:

Рельефы на пилонах, выполненные скульптором Иосифом Рабиновичем, оказались не напротив фонарей, а между ними, в результате чего получили двойные тени. При рабочем освещении эти скульптурные медальоны смотрелись прекрасно. А вот когда установили светильники, я схватился за голову. О скульпторе и говорить не приходится — он чуть не плакал…
Так и остались медальоны с двумя тенями.
Так и остались медальоны с двумя тенями.

За станцией «Парк Культуры» Кольцевой линии находится оборотный тупик.

Камера съездов из монолитного бетона.
Камера съездов из монолитного бетона.
Сооружение камеры съездов из монолитного бетона. Фото из архива Московского метростроя.
Сооружение камеры съездов из монолитного бетона. Фото из архива Московского метростроя.
Третий путь для оборота подвижного состава.
Третий путь для оборота подвижного состава.
Умывальник :) Далее камера съездов на главном пути Кольцевой линии.
Умывальник :) Далее камера съездов на главном пути Кольцевой линии.

Друзья, мы с вами посмотрели на первый пусковой участок Кольцевой линии. Далее у нас остались два участка на Кольце и глубокий Арбат. Я там остановлюсь на интересных станциях. Потом мы с вами поговорим про работу Кольцевой лини как бомбоубежища и про стоимость всей четвертой очереди.