Секретный авиазавод

Авиастар-СП — крупнейшее в России предприятие по производству самолетов. Там можно ходить несколько дней с камерой и находить новые сюжеты и борты. Но, увы, времени как всегда было мало.

1 сентября далекого 1975 года было выпущен приказ Министерства авиационной промышленности № 350ч «О строительстве в г. Ульяновске авиационного промышленного комплекса». Он был задуман, построен и пущен в эксплуатацию с целью создания в СССР предприятия по производству нового широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-124 «Руслан». Спустя 10 лет, 30 октября 1985 года состоялся первый полет выпущенного заводом транспортного самолета Ан-124 «Руслан».

Сейчас предприятие специализируется на выпуске современных транспортных самолётов Ил-76МД-90А, а также пассажирских самолетов семейства Ту-204. Производственные мощности «Авиастара» позволяют выпускать до 50 воздушных судов в год. До 2004 года на предприятии выпускались тяжелые транспортные самолеты Ан-124 «Руслан». А первый заводской Ту-204 поднялся в воздух 17 августа 1990 года.

В настоящее время в рамках кооперации предприятие активно участвует в строительстве воздушных судов МС-21, Ил-112В, Сухой Суперджет 100. Но я вам покажу лишь маленькую часть огромного комплекса. То, что успел сам посмотреть. А в конце вас ждет небольшой сюрприз.

1.  С 2004 года выпуск Ан-124 «Руслан» на заводе был прекращен, однако  продолжается техническое и сервисное обслуживание этих самолетов с целью  поддержания летной годности эксплуатируемого парка, находящегося в  ведении Министерства обороны РФ и в коммерческой эксплуатации.
1. С 2004 года выпуск Ан-124 «Руслан» на заводе был прекращен, однако продолжается техническое и сервисное обслуживание этих самолетов с целью поддержания летной годности эксплуатируемого парка, находящегося в ведении Министерства обороны РФ и в коммерческой эксплуатации.
2. Всего за период существования Ульяновского авиационного комплекса изготовлено 36 единиц Ан-124.
2. Всего за период существования Ульяновского авиационного комплекса изготовлено 36 единиц Ан-124.
3.  Выполняется модернизация Ан-124 в типовую конструкцию Ан-124-100 или  Ан-124-100-150 (максимальная коммерческая нагрузка 150 тонн, взлетный  вес 402 тонны) под требования ИКАО по шумам на местности, точности  самолетовождения и т.д. выполняются по документации Разработчика  самолета АНТК им. О.К. Антонова и программам продления ресурса.
3. Выполняется модернизация Ан-124 в типовую конструкцию Ан-124-100 или Ан-124-100-150 (максимальная коммерческая нагрузка 150 тонн, взлетный вес 402 тонны) под требования ИКАО по шумам на местности, точности самолетовождения и т.д. выполняются по документации Разработчика самолета АНТК им. О.К. Антонова и программам продления ресурса.
4. Для министерства обороны выполняется заказ на модернизацию более 20 воздушных судов.
4. Для министерства обороны выполняется заказ на модернизацию более 20 воздушных судов.
5. «От твоей работы зависят жизни людей» — плакат рядом с самолетом.
5. «От твоей работы зависят жизни людей» — плакат рядом с самолетом.
6. «Руслан» без носовой части фюзеляжа.
6. «Руслан» без носовой части фюзеляжа.
7.  После прекращения производства Россия и Украина несколько раз пытались  вернуться к вопросу возобновления производства, но увы. А текущая  политическая ситуация в целом исключает это более чем. Таким образом,  ремонт и модернизация самолётов Ан-124 «Руслан» в России теперь  осуществляется только силами АО «Авиастар-СП».
7. После прекращения производства Россия и Украина несколько раз пытались вернуться к вопросу возобновления производства, но увы. А текущая политическая ситуация в целом исключает это более чем. Таким образом, ремонт и модернизация самолётов Ан-124 «Руслан» в России теперь осуществляется только силами АО «Авиастар-СП».
8.  Другой проект отечественного авиапрома — Ту-204СМ. Согласно реестру, на  заводе построено два борта, которые традиционно летают на авиашоу.
8. Другой проект отечественного авиапрома — Ту-204СМ. Согласно реестру, на заводе построено два борта, которые традиционно летают на авиашоу.
9. На самолетах семейства Ту-204, находящихся в эксплуатации завод проводит своевременное техническое обслуживание.
9. На самолетах семейства Ту-204, находящихся в эксплуатации завод проводит своевременное техническое обслуживание.
10. Два Ту-204-300 были потом переданы в Специальный летный отряд «Россия», один из них — в вип-компоновке.
10. Два Ту-204-300 были потом переданы в Специальный летный отряд «Россия», один из них — в вип-компоновке.
11. Ранее самолет был заложен в стапеля как модификация Ту-204-100В, но позже его конвертировали в Ту-204-300.
11. Ранее самолет был заложен в стапеля как модификация Ту-204-100В, но позже его конвертировали в Ту-204-300.
12. В 2016 году самолет был передан заказчику.
12. В 2016 году самолет был передан заказчику.
13. На момент съемки велся монтаж салона.
13. На момент съемки велся монтаж салона.
14. Справа — каюта главного пассажира.
14. Справа — каюта главного пассажира.
15. В отличии от версии «СМ» все остальные 204 имеют трехчленный экипаж.
15. В отличии от версии «СМ» все остальные 204 имеют трехчленный экипаж.
16.  Если верить реестру, то на заводе было заложено около десятка разных  модификаций самолета. Но какой либо информации по ним я не нашел.
16. Если верить реестру, то на заводе было заложено около десятка разных модификаций самолета. Но какой либо информации по ним я не нашел.
17.  С этим бортом я, честно говоря, ни черта не понял. На заводе сказали,  что это СМ. Но заводской номер 64056 принадлежит Ту-204С(Е), который  строился для Китая, но проект был заморожен. Так же в реестре написано,  что «Первоначальный задел по борту частично передан на 64151». А 151  машина — это как раз СМ. Мне в комментариях часто любят тыкать Ту-334,  мол загубили Суперджетом. Слушайте, тут современные машины ТУ-204СМ  покупать никто не хочет, а вы вспоминаете мертворожденный проект КБ  Туполева уже двадцатилетней давности. Кому он сейчас нужен-то?
17. С этим бортом я, честно говоря, ни черта не понял. На заводе сказали, что это СМ. Но заводской номер 64056 принадлежит Ту-204С(Е), который строился для Китая, но проект был заморожен. Так же в реестре написано, что «Первоначальный задел по борту частично передан на 64151». А 151 машина — это как раз СМ. Мне в комментариях часто любят тыкать Ту-334, мол загубили Суперджетом. Слушайте, тут современные машины ТУ-204СМ покупать никто не хочет, а вы вспоминаете мертворожденный проект КБ Туполева уже двадцатилетней давности. Кому он сейчас нужен-то?
18.  Ту-204-100В RA-64049 прилетел на завод для выполнения работ по  бюллетеню. Борт совершил первый полет в 2008 году и сейчас весьма  активно эксплуатируется авиакомпанией Red Wings.
18. Ту-204-100В RA-64049 прилетел на завод для выполнения работ по бюллетеню. Борт совершил первый полет в 2008 году и сейчас весьма активно эксплуатируется авиакомпанией Red Wings.
19. А вот с Суперджетами у краснокрылых вышла неприятная история.
19. А вот с Суперджетами у краснокрылых вышла неприятная история.
20. Эм. А стекло зачем бить?
20. Эм. А стекло зачем бить?
21. Уникальный автобус для тестирования радиотехнических средств самолетов.
21. Уникальный автобус для тестирования радиотехнических средств самолетов.
22.  Но, конечно, основной проект комплекса — это транспортный самолет  Ил-76МД-90А, который является глубоко модернизированной версией хорошо  зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. Этот самолет имеет новую  конструкцию крыла, новые пермские двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т  каждый, усиленное шасси, изменённые радиоэлектронный и навигационный  комплексы. Сейчас в МО РФ подписан контракт на поставку 39 бортов.
22. Но, конечно, основной проект комплекса — это транспортный самолет Ил-76МД-90А, который является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. Этот самолет имеет новую конструкцию крыла, новые пермские двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т каждый, усиленное шасси, изменённые радиоэлектронный и навигационный комплексы. Сейчас в МО РФ подписан контракт на поставку 39 бортов.
23. Кто может опознать, что за борт на улице стоит?
23. Кто может опознать, что за борт на улице стоит?
24.  А вот и обещанный сюрприз — линия по производству панелей фюзеляжа,  хвостовых отсеков, хвостового оперения и более мелких деталей нового  перспективного самолета МС-21.
24. А вот и обещанный сюрприз — линия по производству панелей фюзеляжа, хвостовых отсеков, хвостового оперения и более мелких деталей нового перспективного самолета МС-21.

 25. Детали композитных крылье и хвостового оперения для первой летной  машины уже уехали в Иркутск, а сейчас завод готовит комплект для  статических испытаний. На фотографии киль из композитных материалов для  МС-21.
25. Детали композитных крылье и хвостового оперения для первой летной машины уже уехали в Иркутск, а сейчас завод готовит комплект для статических испытаний. На фотографии киль из композитных материалов для МС-21.
26. Нервюры — дюралюминий, крепление — титан. Остальное композитный панели, которые сделали рядом — на Аэрокомпозите.
26. Нервюры — дюралюминий, крепление — титан. Остальное композитный панели, которые сделали рядом — на Аэрокомпозите.
27. Заготовленные детали стапеля для фюзеляжа.
27. Заготовленные детали стапеля для фюзеляжа.
28. Готовая панель.
28. Готовая панель.
29. И ее детали. Точность сборки астрономическая.
29. И ее детали. Точность сборки астрономическая.
30. Сборка хвостового отсека МС-21.
30. Сборка хвостового отсека МС-21.

Огромное спасибо пресс-службе предприятия Авиастар-СП, Корпорации развития Ульяновской области и всем, кто помогал в этой поездке.