Russos
17 114 subscribers

Советская Белоруссия вернулась не на ту Белорусскую. Как такое могло случиться?

5,6k full reads

11 сентября 1938 года в составе второй очереди строительства открылся Горьковский радиус Московского метрополитена от станции «Площадь Свердлова» (сейчас «Театральная») до станции «Сокол». Протяженность радиуса составила 9,7 километра и состоял он из 6 станций: «Площадь Свердлова», «Площадь Маяковского», «Белорусско-Балтийский вокзал», «Стадион Динамо», «Аэропорт» и «Сокол».

Я привел названия станций по техническому проекту, который был утвержден в в марте 1936 года Совнаркомом СССР и ЦК ВКП(б).

Большую прогулку по Горьковскому радиусу я вам показывал год назад — «Горьковскому радиусу Московского метро — 82 года. Показываю то, что скрыто от пассажиров», а про станцию метро «Маяковская» у меня выходил отдельный материал. Например — «Как строили станцию метро «Маяковская» или «Симбиоз архитектурного искусства и инженерного решения».

А сейчас мы с вами поговорим про станцию «Белорусская» Замоскворецкой линии, в торце которой произошли изменения. Нет, в спецобъект там все так же не попасть, хотя он не функционирует, а вот бюст Ленина оттуда убрали и заменили его... скульптурой «Советская Белоруссия». Кстати, не очень понятно, когда был установлен сам бюст Ленина на станции. Есть предположение, что это случилось при замене мраморных полов на гранитные в начале 70-х годов.

Торец станции «Белорусская» Замоскворецкой линии.
Торец станции «Белорусская» Замоскворецкой линии.
Бюст В. И. Ленина из тёмно-серого гранита установленный на постаменте из чёрного диабаза. Был демонтирован в августе 2021 года.
Бюст В. И. Ленина из тёмно-серого гранита установленный на постаменте из чёрного диабаза. Был демонтирован в августе 2021 года.

Бюст не пропал, надо отдать должное — он переехал в вестибюль станции наверху.

Новое место бюста.
Новое место бюста.

А теперь перенесемся на Кольцевую линию и станцию «Белорусская», которая была открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». В торце этой станции была установлена скульптура «Советская Белоруссия» скульптура Сергея Орлова.

Скульптура «Советская Белоруссия» в торце станции Кольцевой линии. Фото Peter Hessel, https://pastvu.com/p/1122665
Скульптура «Советская Белоруссия» в торце станции Кольцевой линии. Фото Peter Hessel, https://pastvu.com/p/1122665

При строительстве второго выхода со станции в 1997 году скульптура была разобрана. Разные источники говорят по разному, мол её аккуратно разобрали и достали. Или разрезали на мелкие куски и выкинули. В последнее, что её выкинули, верится слабо. А вот про демонтаж на мелкие кусочки — вполне.

Долгое время скульптура считалась утраченной, пока её совершенно случайно не нашли на задворках депо «Новогиреево». Тогда и приняли решение её восстановить.

Так же говорят, что Лукашенко просил у Лужкова отдать ему эту скульптуру в 1997 году, но что-то пошло не так.

И вот в августе на станцию Замоскворецкой линии вернули восстановленную скульптуру! Честно говоря, спорное решение.

С одной стороны я только за восстановление советского наследия и культуры. Все должны знать, что именно в СССР построили самое лучшие в мире метро. И это сделали именно большевики.

А с другой... эта скульптура не подходит сюда по размеру — она очень большая для радиальной станции. Ведь её делали для станции «Белорусская» Кольцевой линии, где центральный зал больше.

Ну и выглядит она пока слишком светлой. Тут надо либо затемнять или всю станцию осветлять.

Но в любом случае я за восстановление.

Скульптура «Советская Белоруссия» в торце станции радиальной линии.
Скульптура «Советская Белоруссия» в торце станции радиальной линии.
Восстановлена полностью.
Восстановлена полностью.
Сейчас нельзя сказать, на сколько и как она была демонтирована.
Сейчас нельзя сказать, на сколько и как она была демонтирована.
Красота!
Красота!
А вот ребенок страшненький :)
А вот ребенок страшненький :)
Памятная табличка. Эх, а раньше бы это все было рельефным. Разучились делать такие вещи.
Памятная табличка. Эх, а раньше бы это все было рельефным. Разучились делать такие вещи.

Так же стоит напомнить, что станция «Белорусская» Замоскворецкой линии является памятником архитектуры и любые изменения ее облика требуют согласований!

А вот дверцы за скульптурой весьма интересные. левая ведет в подстанционные помещения, а правая — в один из первых спецобъектов Московского метро!
А вот дверцы за скульптурой весьма интересные. левая ведет в подстанционные помещения, а правая — в один из первых спецобъектов Московского метро!

Именно там располагалась РТТС №1 — резервная телефонно-телеграфная станция, которая вяло строилась в конце 30-х годов и была экстренно введена в эксплуатацию в августе 1941 года.

Спецобъект представляет собой продолжение центрального зала станции, где размещалось оборудование и рабочие места.
Спецобъект представляет собой продолжение центрального зала станции, где размещалось оборудование и рабочие места.
Общий вид объекта. Ствол слева и часть выработок сейчас забутованы. Объект в 90-е года был выведен из эксплуатации и помещения переданы метрополитену.
Общий вид объекта. Ствол слева и часть выработок сейчас забутованы. Объект в 90-е года был выведен из эксплуатации и помещения переданы метрополитену.

Как вам скульптура? Стоит ли восстанавливать и место ли её не на своей станции?