Russos
17 113 subscribers

Станция «Беломорская»

5,4k full reads

В наследство от Советского союза нам остались некоторые города, где система метрополитена находится в зачаточном состоянии и не играет существенной роли в транспортной системе города. В некоторых строительство началось в 90-е годах, что не могло привести ни к чему хорошему — все эти стройки были остановлены и брошены.

Сегодня российские города-«миллионники» заново возвращаются к подземной тематике, но рассматривают её более шире. Если в городе уже есть метрополитен, то тут особо без вариантов, как в Нижнем Новгороде, где в прошлом году запустили программу расширения системы.

Станция «Беломорская».
Станция «Беломорская».

Это первый проект метро, получивший финансирование по «инфраструктурному меню» — программе бюджетных кредитов, разработанной в правительстве РФ и поддержанной президентом Владимиром Путиным.

Кроме того, в Челябинске в этом году планируется подготовить технико-экономическое обоснование проекта трамвайной сети на базе проекта неосуществленного метрополитене. Сейчас в городе в конструкциях построены две станции: «Комсомольская площадь» и «Торговый центре», так же часть перегонных тоннелей. Все это будет конвертировано в трамвайную систему. Причем, станция «Торговый центр» односводчатая и глубокого заложения. Вскоре мы можем получить первую в нашей стране станцию метротрама глубокого заложения.

«Сейчас все отчетливее формируется запрос российских регионов на развитие экологического транспорта, в первую очередь подземных и гибридных систем. Эта тенденция возникла в том числе благодаря существенному расширению компетенций отечественных инженеров: их технические решения позволяют оптимизировать сроки и стоимость проектов, а также успешно возводить инфраструктурные объекты в любых, даже самых сложных, геологических условиях», — отметила генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Генеральный директор  группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.
Генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

По словам топ-менеджера, которая также занимает пост заместителя председателя правления Тоннельной ассоциации России, огромную роль в этом процессе сыграла программа расширения столичной подземки. Она позволила российским специалистам получить уникальный опыт по созданию метросетей различной конфигурации: речь идет о реализации станций глубокого и мелкого заложения, а также наземных участков линий и формировании транспортно-пересадочных узлов.

И все это — в условиях плотной застройки мегаполиса, сложной геологии и обилия инженерных коммуникаций. Данный опыт особенно важен, ведь, как правило, новые линии метро строятся в районах с уже сформировавшейся городской средой. Например, в уже упомянутом Нижнем Новгороде будут продлевать Автозаводскую линию — две новые станции мелкого заложения появятся в исторической, нагорной части города. Они позволят разгрузит единственную станцию метро в этой части — «Горьковскую», которая была открыта в 2012 году. Реализовывает проект группа компаний «Моспроект-3».

1. Схема продления Автозаводской линии (на схеме красная) метро в Нижнем Новгороде.
Автор:  AlexTref871 — собственная работа, CC BY-SA 3.0,  https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=32636279.
1. Схема продления Автозаводской линии (на схеме красная) метро в Нижнем Новгороде. Автор: AlexTref871 — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=32636279.

Специалисты холдинга обладают обширным опытом работы в стесненных условиях. В этой связи стоит рассказать об участке «Беломорская» — «Ховрино» Замоскворецкой линии метро в Москве, которую также запроектировали инженеры ГК «Моспроект-3».

Конечная станция «Ховрино» была открыта в декабре 2017 года, и она послужила основой для создающегося транспортно-пересадочного узла. Прямо над станционным комплексом располагается международный автовокзал «Северные ворота».

«Необходимо было учитывать дополнительные нагрузки при проектировании конструкций станции. Кроме того, вентиляционное оборудование комплекса скомпоновано таким образом, что забор и выброс воздуха осуществляется транзитом через здание автовокзала», — пояснил комплексный главный инженер проекта Алексей Буглимов.

В свою очередь, архитекторы создали для «Ховрино» образ технологичного транспортного объекта, который создает комфорт пассажиров и удобство для персонала метрополитена.

2.Станция «Ховрино»
2.Станция «Ховрино»

«Мы решили контрастно выделить разные направления движения. С одной стороны платформа и путевые стены отделаны гранитом и керамикой коричневых оттенков, с другой — бежевых. Таким образом мы попытались преодолеть привычные стереотипы о «зеркальной» архитектуре станций метро, а также облегчить интуитивную навигацию пассажиров», — рассказал архитектор Роман Баранов.

А вот с со станцией «Беломорская», которая была открыта через год, в декабре 2018-го, получилась очень интересная история. Окончательное решение о её строительстве было принято очень поздно, когда трассировка перегонных тоннелей не просто была утверждена — они были уже пройдены.

3. Котлован станции «Беломорская».
3. Котлован станции «Беломорская».

Специалистам холдинга пришлось проявить инженерную смекалку, чтобы «посадить» станцию в ограниченном пространстве и с минимальным объемом работ по демонтажу существующих конструкций.

4. Демонтаж перегонных тоннелей в котловане станции «Беломорская».
4. Демонтаж перегонных тоннелей в котловане станции «Беломорская».
5. Сооружение станции «Беломорская».
5. Сооружение станции «Беломорская».

До открытия нового участка были завершены все монолитные работы, что позволило пустить поезда метро до станции «Ховрино» транзитом, без остановки на станции «Беломорская». А монтаж инженерных систем и отделка станции продолжилась в режиме действующего метрополитена, что тоже накладывало свой отпечаток на организацию работ.

6. Работы по отделки станции в режиме действующего метрополитена велись в  стесненных условиях.
6. Работы по отделки станции в режиме действующего метрополитена велись в стесненных условиях.
7. Все работы в зоне метро можно было осуществлять только ночью, когда снято  напряжение с контактного рельса и поезда не ходят.
7. Все работы в зоне метро можно было осуществлять только ночью, когда снято напряжение с контактного рельса и поезда не ходят.

Так же из-за ограниченного пространства инженерам пришлось разработать ряд технических решений, чтобы вписать станционный комплекс в существующий городской ландшафт.

8. Эскалаторы на платформе станции.
8. Эскалаторы на платформе станции.

«Перед нами стояла задача сделать планировку максимально компактной. Для этого большая часть служебно-бытовых помещений, в том числе подземный вестибюль, расположены непосредственно над платформой. Чтобы избежать увеличения общей длины станции, мы отошли от традиционного размещения эскалаторов в торцах платформы — они расположены в центре», — отметила руководитель дирекции по проектированию Дарья Бизина.

9. Станция «Беломорская».
9. Станция «Беломорская».

Архитектурный облик станции определило ее название. Тематика Беломорья и Крайнего Севера легко угадывается в цветовых решениях внутренних помещений. Подвесные потолки вестибюля и платформы выполнены в цвете морской волны, а мерцание светодиодных лент потолков кассового зала и вестибюля создает образ северного сияния.

10. Мозаичное панно «Соловки»
10. Мозаичное панно «Соловки»
11. Мозаичное панно «Северное сияние».
11. Мозаичное панно «Северное сияние».

«Белый мрамор на стенах и колоннах платформы символизирует снег, а серый гранит, которым отделаны полы и лестницы — скалы Беломорья. Кроме того, на платформе созданы мозаичные панно из смальты, на которых изображены главные достопримечательности этой области: ансамбль Кижи, Соловецкий и Валаамский монастыри, а также северное сияние», — добавила архитектор Екатерина Климова.

Строительство «Беломорской» и «Ховрино» стало непростой задачей, однако эффект от появления двух новых станций того стоил. Значительно улучшилась транспортная доступность районов Левобережный и Ховрино, где проживают около 140 тыс. человек. Кроме того, на базе «Ховрино» создается крупный транспортно-пересадочный узел, который интегрирует метро, автобусное и железнодорожное сообщение. К тому же, новый участок позволил на 20–25% разгрузить станцию «Речной вокзал».