Russos
14 983 subscribers

Второй пусковой участок Кольцевой линии

2,8k full reads
7,9k story viewsUnique page visitors
2,8k read the story to the endThat's 36% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Продолжаем рассказ про четвертую очередь Московского метро, куда входит Кольцевая линия и глубокий Арбатский радиус. В этой серии мы поговорим про второй пусковой участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская».

Оглавление:
1.
Введение
2.
Первые проекты Кольцевой линии
3.
Первая очередь
4.
Третья очередь метро — кольцо!
5.
Постановления ГКО
6.
Технический проект Кольцевой линии
7.
Проекты станций
8.
Строительство Кольцевой линии — сложности и технологии
9.
Глубокий Арбат
10.
Пуск первой очереди Кольцевой линии
11.
Первый пусковой участок Кольцевой линии

12. Второй пусковой участок Кольцевой линии

Перейдем ко второму пусковому участку. Я так подробно, как в прошлом материале, останавливаться на каждой станции уже не будут, но про «Комсомольскую» мы с вами поговорим, конечно, более обстоятельно.

Схема линий Московского метрополитена. Пусковой участок второй очереди Кольцевой линии. 1952 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5219.
Схема линий Московского метрополитена. Пусковой участок второй очереди Кольцевой линии. 1952 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5219.
Схема линий Московского метрополитена. Пусковой участок второй очереди Кольцевой линии. 1952 год. РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 5219.

Работы на втором участке Кольцевой линии развернулись уже в 1946 году — началось освоение площадок, проходка стволов. Например, ствол станции «Проспект Мира» закончили в сентябре 1946 года.

Перед тем как посмотреть две следующие фотографии, приведу фрагмент статьи «Исторический опыт решения женского вопроса в СССР»

Один из первых актов Советской власти — «Декрет Второго Всероссийского съезда Советов об образовании Рабочего и Крестьянского правительства», принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г., — устанавливал участие народных масс в управлении государством через их организации, в том числе через организации работниц. Принятая в июле 1918 г. Конституция РСФСР впервые в мире законодательно закрепила равенство политических и гражданских прав женщин, предоставила им наравне с мужчинами право избирать и быть избранными во все органы государственной власти и управления. Наряду с провозглашением равных прав женщины и мужчины государство вводило специальные правовые нормы защиты материнства и младенчества, а также предусматривавшие охрану труда женщин. Оценивая первые законодательные акты Советской власти, направленные на раскрепощение женщин и утверждение их равноправия, В. И. Ленин имел все основания сказать: «Ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что сделала Советская власть в первые же месяцы своего существования».

Повторю краткий вывод: впервые в мире именно большевики предоставили женщинам равенство политических и гражданских прав, предоставила им наравне с мужчинами право избирать и быть избранными во все органы государственной власти и управления.

Тогда многие вещи, что для нас сейчас является само собой разумеющимся, как больничные, отпуска, нормированный рабочий день и так далее придумали большевики. Неожиданно, да?

Так что женщины в СССР могли работать и архитекторами, создавая прекрасные подземные дворцы.

Архитекторы, создатели проектов станции и вестибюля станции «Белорусская»-кольцевая, Я. В. Татаржинская, Н. А. Быкова, А. А. Марова, и З. Ф. Абрамова. Фото: В. Мастюков, Э. Евзирихин. Из архива Московского метростроя.
Архитекторы, создатели проектов станции и вестибюля станции «Белорусская»-кольцевая, Я. В. Татаржинская, Н. А. Быкова, А. А. Марова, и З. Ф. Абрамова. Фото: В. Мастюков, Э. Евзирихин. Из архива Московского метростроя.
Архитекторы, создатели проектов станции и вестибюля станции «Белорусская»-кольцевая, Я. В. Татаржинская, Н. А. Быкова, А. А. Марова, и З. Ф. Абрамова. Фото: В. Мастюков, Э. Евзирихин. Из архива Московского метростроя.

А могли и в забое работать на проходке или заниматься чеканкой обделки.

Стахановка Л. М. Никитина за работой на строительстве станции метро «Белорусская». 1950 год. Фото из архива Московского метростроя.
Стахановка Л. М. Никитина за работой на строительстве станции метро «Белорусская». 1950 год. Фото из архива Московского метростроя.
Стахановка Л. М. Никитина за работой на строительстве станции метро «Белорусская». 1950 год. Фото из архива Московского метростроя.

Но проходка развернулась, конечно, позже, по мере освобождения метростроевцев на первом участке Кольцевой линии. Так первое кольцо в левом станционном тоннеле станции «Новослободская» замкнули в июне 1949 года.

Сооружение среднего станционного тоннеля станции «Белорусская». Фото из архива Московского метростроя.
Сооружение среднего станционного тоннеля станции «Белорусская». Фото из архива Московского метростроя.
Сооружение среднего станционного тоннеля станции «Белорусская». Фото из архива Московского метростроя.

При строительстве второго участка было сооружено 15 360 погонных метров тоннелей в однопутном исчислении, вынуто 761 тысяч кубометров грунта, уложено 144 тысяч кубометров бетона и железобетона и смонтировано 155 тысяч тонн тюбингов

Три станции: «Проспект Мира», «Белорусская» и «Новослободская» имеют однотипную чугунную обделку, состоящую из трех тоннелей диаметром 9,5 метров. Очень часто меня спрашивают, что внутри пилонов — грунт или бетон. Про эти станции можно точно ответить, что там оставили грунт — известняк, из-за его крепости.

Работа в проемах на станции «Новослободская». Фото из архива Московского метростроя.
Работа в проемах на станции «Новослободская». Фото из архива Московского метростроя.
Работа в проемах на станции «Новослободская». Фото из архива Московского метростроя.

Отдельно стоит станция «Комсомольская» — архитектурный и инженерный шедевр. Если боковые тоннели этой станции собраны из стандартных тюбингов диаметром 9,5 метра, то средний зал сооружен диаметром 11 метров, что тогда было рекордом.

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии.

Так же на этой станции впервые в отечественной практике был сооружен наклонный ход диаметром 11 метров для четырех ниток эскалатора.

Наклонный ход на 4 нитки эскалатора.
Наклонный ход на 4 нитки эскалатора.
Наклонный ход на 4 нитки эскалатора.

Я неоднократно говорил, что пассажир видит процентов 40-50 от того, что построено на станции. Платформа, наклонный ход и вестибюль. А вокруг еще находится подстанция, блок служебных помещений, вентиляция, водоотливные и еще много чего, что нужно для нормальной эксплуатации метрополитинена. Посмотрите на это сечение станции «Комсомольская» Кольцевой линии.

Сечение станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.
Сечение станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.
Сечение станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.

Сколько раз мы с вами пользовались выходом или пересадкой через эскалатор вниз? Правильно, много. А посмотрите размеры этой выработки! Глубина более 11 метров ширина чуть более 13! Толщина бетонных стен достигает двух метров. Именно с этой камеры и началось строительство станции.

Дальше из монтажной камеры в торце станции были пройдены станционные тоннели — левый и правый. Потом в них начали собирать колонно-прогонный комплекс.

Установка прогона с помощью консольного крана. Из архива Московского метростроя.
Установка прогона с помощью консольного крана. Из архива Московского метростроя.
Установка прогона с помощью консольного крана. Из архива Московского метростроя.

Как я говорил, станция «Комсомольская» Кольцевой линии отдаленно похожа на станцию «Маяковская» Замоскворецкой линии и строились они по единому принципу. В этом материале вы можете ознакомится со всеми подробностями строительства станции второй очереди.

Конструкция колонно-прогонного комплекса станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.
Конструкция колонно-прогонного комплекса станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.
Конструкция колонно-прогонного комплекса станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.

После установки всех колонн и включения их в работу метростроевцы приступили к проходке среднего свода станции. И только потом к выемке породы из центрального ядра и разборки тюбингов боковых тоннелей. Впервые в истории строительства Московского метро размер подземной выработки позволил смонтировать экскаватор, что очень сильно механизировало уборку породы.

Погрузка породы в средней части станции. Из архива Московского метростроя.
Погрузка породы в средней части станции. Из архива Московского метростроя.
Погрузка породы в средней части станции. Из архива Московского метростроя.

При освобождении достаточного фронта работ узкими полосками приступали к выемке породы в лотковой части станции. На всем протяжении заливается монолитная лотковая железобетонная плита толщиной 1 метр. Только в зоне выреза под пересадку в роли распорок выступают мощные балки.

Монтаж распорных балок в зоне пересадки. Из архива Московского метростроя.
Монтаж распорных балок в зоне пересадки. Из архива Московского метростроя.
Монтаж распорных балок в зоне пересадки. Из архива Московского метростроя.

Что интересно, эти самые балки вы можете увидеть до сих пор! Посмотрите внимательно на свод — видите поперечные «ребра»? Это и есть те самые балки, вернее их низ.

Аванзал пересадки на станции «Комсомольская».
Аванзал пересадки на станции «Комсомольская».
Аванзал пересадки на станции «Комсомольская».

Ну а дальше, после устройства лотка, началась архитектурная отделка станции. Есть история, что архитектор сделал толстые колонны, на что инженер набросился чуть ли не с кулаками, мол я так старался, сделал такие изящные колонны, а вы их прячете под мрамор. В итоге колонны сделали максимально стройными.

Отделка станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.
Отделка станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.
Отделка станции «Комсомольская». Из архива Московского метростроя.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне — ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года.

Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..

Набор мозаичного панно для станции «Комсомольская» в мастерской П.Д. Корина. Из архива Московского метростроя.
Набор мозаичного панно для станции «Комсомольская» в мастерской П.Д. Корина. Из архива Московского метростроя.
Набор мозаичного панно для станции «Комсомольская» в мастерской П.Д. Корина. Из архива Московского метростроя.

После развенчания культа личности товарища Сталина и других политических изменений Павел Дмитриевич лично переделывал свои мозаики, которые должны были соответствовать духу времени и политике партии.

Станция «Комсомольская» по праву считается одной из самых красивых и масштабных в столичной подземке. И, конечно, апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко.

Станция «Комсомольская» Кольцевой линии.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии.
Станция «Комсомольская» Кольцевой линии.

Архитектурное оформление второго участка, как и всей Кольцевой линии, отображает, цитирую акт приемки этого участка:

Прославление великих побед русского народа над иноземными захватчиками, Славу русскому оружию, Славу труду и его вдохновителю и организатору Великому Сталину, Героику труда, борьбы и мирного развития Белорусского народа, Миру — мир, Мир победит войну.

Одна из немногих станций не в теме Победы — это станция «Проспект мира». Её архитектурное оформление посвящено «Преобразование природы».

Станция «Проспект мира».
Станция «Проспект мира».
Станция «Проспект мира».

Интересно, что освещение всех станций, кроме «Белорусской», было сделано люминесцентными лампами. На станции «Белорусская» были установлены светильники с лампами накаливания.

Установка мраморных светильников на станции «Белорусская». Из архива Московского метростроя.
Установка мраморных светильников на станции «Белорусская». Из архива Московского метростроя.
Установка мраморных светильников на станции «Белорусская». Из архива Московского метростроя.

За станцией «Белорусская» начинается ветка в депо «Красная Пресня». Только с пуском второй очереди Кольцевая линия получила свое депо. Работники депо «Сокол» смогли вздохнуть свободнее.

На второй очереди, как видите, уже полностью отказались от монолитных камер съездов. Теперь даже большие пролеты делали из чугуна, благо новый тип обделки на 11,5 метра это позволяет.

Камера съездов за станцией «Белорусская». Налево — ветка в депо. Направо — перегон в сторону станции «Краснопресненская».
Камера съездов за станцией «Белорусская». Налево — ветка в депо. Направо — перегон в сторону станции «Краснопресненская».
Камера съездов за станцией «Белорусская». Налево — ветка в депо. Направо — перегон в сторону станции «Краснопресненская».

Участок открыт для пассажиров 30 января 1952 года и на тот момент на нем было всего две пересадочные станции: «Комсомольская» и «Белорусская».

Торжественный митинг посвященный открытию второго участка Кольцевой линии. Из архива Московского метростроя.
Торжественный митинг посвященный открытию второго участка Кольцевой линии. Из архива Московского метростроя.
Торжественный митинг посвященный открытию второго участка Кольцевой линии. Из архива Московского метростроя.

В следующей части мы с вами поговорим про глубокий Арбатский радиус.