Как может навредить старое масло в машине

18.01.2018

Последствия несвоевременной замены масла - как следствие, загустение и бронзовый абразив.
Последствия несвоевременной замены масла - как следствие, загустение и бронзовый абразив.

Термин «Частичная замена масла» (SVOC- short volume oil change ) относится в первую очередь к циркуляционным масляным системам. Говорят, что провели SVOC, когда смена масла включает в себя только слив и замену масла в резервуаре или картере. Остальная часть масла, оставшаяся в маслопроводах, шлангах, подшипниках, насосах, фильтрах, приводах, клапанах,и теплообменниках не меняется.

Например, после слива масла в дизельном двигателе обычно остается примерно 15 процентов старого масла. Когда в такой двигатель заливают новым маслом, получается смесь 85/15 нового масла и старого.

Основная проблема этой замены заключается в том, что зачастую старое масло оказывает неожиданно сильное влияние на новое. Если отработанное масло было относительно работоспособным, эффективность и жизнеспособность новой масляной смеси может быть приемлемой. И наоборот, если отработанное масло было загрязнено или сильно окислено от длительного использования, продолжительность жизни получившейся смеси старого и нового масла могут быть резко уменьшено. Например, менее 5% полностью окисленного масла, смешанного с новым маслом, способно снизить окислительную стабильность нового масла более чем на 90%.

Аргументы в пользу частичной замены

Существует несколько веских причин для выполнения SVOC. Один из них заключается в том, что не всегда уместно нарушать работу системы, проводя полную замену масла. Основная опасность осушения системы при полной замене масла — сухой старт. Пока масло не поступит в некоторые узлы, они будут работать всухую. Конечно, во многих крупных системах имеются вспомогательные насосы, которые создают предварительное давление масла. Однако такая возможность есть далеко не везде.

Кроме того, выполнение полного слива системы может взбудоражить осадок и отложения. Эти твердые примеси могут закупорить масляные каналы, попасть в пары трения. Могут появится утечки масла там, где их раньше не было. 

В отличие от SVOC, где происходит замена иногда только 40% масла, полная замена масла (FVOC — full volume oil change ) потребует значительно больших расходов. Однако, это компенсируется тем, что срок службы при FVOC будет значительно длиннее SVOC. Например, срок службы FVOC может быть в три раза больше, чем 40-процентного SVOC (40% нового масла, смешанного с 60% отработанного масла), при том, что отработанное масло было все еще относительно работоспособно.

Оставшийся срок службы (RUL - remaining useful life ) смазочного материала в машине определяется сроком службы пакета присадок. Большинство присадок со временем истощаются, теряя свою эффективность. В какой-то момент в масле совсем не остается работающих присадок. Конечно, надо заменить масло задолго до того, как это произойдет.

Для простоты предположим, что концентрация антиоксиданта нового масла равна 100 ед. т. е. RUL=100%. На момент замены отработанное масло обладало антиоксидантным уровнем 25 ед. SVOC 40% доведет концентрацию антиоксиданта до 55 ед. Это значит, что ресурс новой смеси масел будет доведен до 55% (RUL=55%).

Опасности частичной замены

Возможно, наиболее серьезная опасность связана со степенью окисления оставшегося в системе масла. Антиоксиданты, поступающие с новым маслом, в короткие сроки вступают в реакцию с окислами старого масла и быстро выходят из строя.

Можно привести аналогию с заражением. Это как если поместить девять здоровых людей в комнату с человеком, страдающим от заразной болезни.Крепкое здоровье девяти человек не исцелит болезнь одного. Наоборот, в итоге у вас получится 10 больных людей. 

Когда смазка окислилась (это проявляется, как увеличение вязкости, появление темного непрозрачного цвета, повышенного кислотного числа, острого запаха и т. д), то требуется полная очистка системы. Там, где это экономически оправдано, можно провести лабораторный анализ масла, чтобы не довести дело до полной деградации масла. Хотя это и не так часто встречается, аналогичная проблема возникает, когда система заражается микробным загрязнением (бактерии или грибки).

Еще одним из преимуществ полной смены масла является возможность избавиться от неуловимых микрочастиц, которые накапливаются в масле с течением времени. Они меньше размера пор масляного фильтра. Если вы используете 10-микронный масляный фильтр, частицы размером менее 10 микрон будут свободно циркулировать в системе.

Проблема с этими неуловимыми частицами состоит в том, что они могут попасть в зону, где есть эластогидродинамическая смазка (например, в роликовых подшипники качения), где эти мелкие частицы могут повредить рабочие поверхности подшипников в зоне нагрузки. Там, где существует граничная смазка (частый старт-стоп, медленно движущиеся поверхности, несоосность, обедненная смазка), микрочастицы также вызовут повреждения поверхностей трения.

Итак, что же выбрать: дорогостоящую FVOC или малоэффективную SVOC?

Как альтернатива: двойная замена масла

Картер сливается и наполняется новым маслом, как при обычной SVOC. Затем система включается на циркуляцию и нагревается до рабочей температуры. После этого масляный резервуар опять сливается и снова наполняется.