Как "Руссо-Балт" стал заводом им. М.В. Хруничева

27.01.2018

Завод "Руссо-Балт" в Филях, так и не введенный в эксплуатацию в запланированные сроки из-за революции, а потом и гражданской войны - это автомобильное подразделение «Русско-Балтийского вагонного завода», вывезенного в 1915 году ввиду угрозы скорого захвата Риги немцами.

Руссо-Балт С24-40
Руссо-Балт С24-40

Уже к сентябрю 1915 года все оборудование и материалы из Риги были спешно отправлены в тыл. Большая часть оборудования попала в Петербург, где у завода было свое авиационное подразделение. С началом эвакуации принято решение разнести специализацию на разные производства в разные города. Предприятия - потомки "Руссо-Балта" получают свой специальный профиль: в Москве, таким образом, появляется "Второй автомобильный завод Руссо-Балт", в Твери - предок нынешнего "Калининского вагоностроительного завода", в Питере - авиастроительное подразделение "Руссо-Балт", которое ныне делает широкоизвестные комплексы С-200 и С-300, а в Ростове-на-Дону - предок нынешнего "Ростсельмаша", специализацией которого и посейчас является выпуск сельскохозяйственных машин.

Итак, несмотря на то, что вывоз оборудования из Риги проходил с июля по сентябрь 1915, только в апреле 1916 года на свежекупленном собственниками участке в подмосковных Филях начинается строительство автомобильного завода "Руссо-Балт". Параллельно, в Москве, в рамках вышеупомянутой программы развития, начали строится и расширяться еще два предприятия: АМО (ныне - ЗИЛ) и КЗВС (Ныне на его месте РКК "Энергия" им. Королева).

Монтаж фактически нового автомобильного завода велся в рамках государственной программы развития автомобильной промышленности. Еще в конце 1915 года по предложению Центрального военного комитета было принято правительственное решение об образовании национальной автомобильной промышленности. А в феврале 1916 г. Главное военно-техническое управление подписало с промышленниками, интересующимися автомобилестроением, контракты на строительство нескольких автомобильных заводов общей производительностью 7500 машин в год. Наконец, 21 февраля 1916 года император Николай II утвердил решение ГВТУ и Совета министров.

Интересно, что немного ранее, 9 февраля, было высочайше утверждено постановление об образовании Русского акционерного общества "Шарикоподшипник СКФ". Первый в России подшипниковый завод предназначался для обеспечения потребности строящихся автомобильных гигантов.  

Надо понимать, что основные мощности "автомобильных" заводов предназначались совсем не для выпуска гражданских машин точно так же, как советские тракторные заводы не собирались выпускать исключительно мирные трактора. Как минимум, на двух заводах из запланированных строились и авиасборочные цеха.
Было одобрено строительство следующих заводов:

  • Завод Рябушинского (АМО) в Москве
  • Завод Лебедева в Ярославле
  • Русско-Балтийский в Филях
  • Завод Аксая в Ростове-на-Дону
  • Русское Рено в Рыбинске
  • КЗВС на Ярославском шоссе (сейчас - г. Королев)

Ни один из этих заводов не был достроен в намеченные сроки в силу известных событий 1917 года. В 1918 году они были национализированы, как крупные стратегически важные предприятия, а  17 февраля 1919 года эти и прочие немногочисленные автопредприятия были объединены в один трест, который занимался ремонтом автотехники.

Вернемся к заводу в Филях.

По плану, дата пуска в эксплуатацию завода в Филях была намечена на июль 1917 года, то есть на постройку здания и монтажные и пуско-наладочные работы закладывался год с лишним. По сравнению с темпами эвакуации и монтажа оборудования в годы Второй мировой войны, где между демонтажом оборудования и его пуском на новом месте проходили считанные недели, год - срок немалый. Это говорит о том, что, несмотря на ведущиеся боевые действия и нехватку автомобилей на фронте, положение армии было отнюдь не катастрофическим и даже позволяло неспешно и основательно строить автозаводы.

После разработки и утверждения проекта строительства  группа инженеров-разработчиков была откомандирована в Америку, где начались консультации по покупке новейших технологий американского автостроения и более чем 500 современных станков.

Свежесмонтированные станки в новеньких цехах Руссо-Балта
Свежесмонтированные станки в новеньких цехах Руссо-Балта

Строительство велось на совесть и с размахом. Размеры завода поражали приглашенных для консультаций американцев. Удивляться было чему - большие, производственные корпуса, своя электростанция, новейшие станки, жилой посёлок для рабочих.
К концу 1916 года должен был почти полностью готов под установку оборудования один корпус. Но Февральская, а затем и Октябрьская революция внесла свои коррективы и строительство завода возобновилось только в 1918 году. Все эти годы строительством предприятия  руководил Кульчицкий Гавриил Васильевич.

Кульчицкий Гавриил  Васильевич
Кульчицкий Гавриил Васильевич

О нем крайне мало информации, но косвенные сведения подтверждают его высокую квалификацию и профессионализм. В непростые годы разрухи и голода он сохранил предприятие и даже запустил в работу некоторые производственные участки.  В феврале 1919 года предприятие было национализировано, а уже в мае Кульчицкого сняли с поста директора строительства.

Неизвестно, кто руководил предприятием весь 19-й год, есть сведения что 17 февраля 1919 года этот завод, как и другие автопредприятия России были объединены в один трест, который занимался только ремонтом автомобилей.

Следующий известный нам руководитель появляется в 20-м году, - некто Оленчук Иван. Бывший начальник бронепоезда.

Оленчук Иван
Оленчук Иван

Несколько колоритная внешность для директора завода, но в лихие 20-е, видимо, - то что надо. Надо сказать, что к 1921-му году завод считался одним из самых оснащенных в России. К  августу этого года в его цехах было 196 (из 596 запланированных в 1916-м)  работающих станков. Кроме этого, действовала кузница, термическое отде­ление и инструментальный цех. К заводу вела пятикилометровая железнодорожная ветка, пущен в ход локомо­биль с динамомашиной, которая давала электроэнергию в цеха. Чья это заслуга - Оленчука, Кульчицкого или кого-то еще - не сообщается. В том же 21-м было принято решене на уровне правительства о расформировании авторемонтного треста и перепрофилировании заводов на выпуск автомобилей. Поэтому  в октябре 1922 года завод выпустил  свои первые (и последние) 5 легковых машин "Промбронь", тут же подаренные членам правительства. Говорят, одна из машин верно служила Калинину до самой войны.

"Промбронь-С24/45" на Красной площади
"Промбронь-С24/45" на Красной площади

На этом автомобильная история завода, с 21-го года именовавшимся 1-м бронетанково-автомобильным заводом,  благополучно закончилась, и началась другая - авиационная: в начале 1923 года завод отдали немцам - фирме "Юнкерс" под выпуск цельнометаллических самолетов. Колоритный бронетанковый Оленчук уходит в 1924-м, и на 3 года завод полностью отдан в распоряжение немцев - следующий русский директор  - Малахов - появляется только в 1927-м, после разрыва концессии с "Юнкерсами".

После этого начинается уже совсем другая история - дитя николаевской индустриализации 16-го года вступает в новую индустриальную эпоху - близится первая пятилетка, а с ней и сталинская индустриализация, где завод получит новое имя и новые задачи.

1927 год -  разрыв концессии, основан Государственный авиационный завод №7, вскоре слитый с авиационным заводом №5, (ранее размещавшимся в Москве, в Лозовском переулке Петровского парка) в завод №22 имени 10-летия Октября. Началось серийное производство цельнометаллических самолётов: разведчики Р-3, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, ДВ-А (И-209), СБ, Пе-2, пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-35.

1928—1931 года - на территории завода базировался Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС)

1933 год - заводу присвоено имя С. П. Горбунова - директора завода, трагически погибшего в автоаварии.

1936 год - при заводе было создано КБ А. А. Архангельского.

 Из немецкой ориентировки начала войны: упоминается посадочная полоса аэродрома "Москва-Фили" и авиазавод "Горбунов"
Из немецкой ориентировки начала войны: упоминается посадочная полоса аэродрома "Москва-Фили" и авиазавод "Горбунов"

   А это американский снимок 1966 года. Тоже видна взлетно-посадочная полоса
А это американский снимок 1966 года. Тоже видна взлетно-посадочная полоса

октябрь—ноябрь 1941 - завод №22 был перебазирован в Казань (ныне Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова).

декабрь 1941 - на территории завода №22 образован авиационный завод №23, который начал производить бомбардировщики Ил-4, Ту-2. Позже выпускал бомбардировщики Ту-4, М-4, 3М, вертолёты Ми-6, Ми-8. 

С 1961 года завод носит имя М. В. Хруничева. Началось производство ракетно-космической техники: орбитальные станции «Салют», «Мир», модуль «Квант», ракета-носитель «Протон».