Почему нельзя применять Литол-24 в современных автомобилях

04.01.2018

Вопреки распространенному мифу об универсальности и качественности этой смазки и, как следствие этого, неограниченному применению ее автолюбителями хочу предупредить об опасности слепому доверию советскому бренду.

Во-первых, очевидно, что смазка, американский прототип которой был разработан аж в 1942 году, а к нам пришел с запозданием из-за холодной войны - лишь в 70-х, не может подходить для большинства задач в большей части узлов современных авто.

Во-вторых, для организации изготовления этой смазки в подвальных условиях нужно затратить едва ли больше средств, чем на организацию производства паленой незамерзайки. Достаточно погуглить, чтобы найти весь список необходимого оборудования (2 позиции) и необходимых ингредиентов (3-4 позиции). Все это есть в свободном доступе за не очень большие деньги. Естественно, трудно ожидать от большинства мелких производителей высокого качества продукции или хотя бы минимального соответствия техническим условиям, т.к. для проверок коммерсанту будет необходимо дополнительно закупить лабораторное оборудование, что очень накладно.

Смазки, сделанные в подвальных условиях, как правило, не отвечают даже элементарным требованиям. Они быстро сохнут, окисляются, выделяют масло, что сразу же выводит узел из строя.

Также вполне понятно, что дорогостоящие присадки, которые необходимо добавлять в Литол-24 по ГОСТу, коммерсанты будут экономить и добавлять весьма умеренно, если вообще будут добавлять. А присадок этих и так немного, их всего две: антиокислительная для долговечности смазки и загуститель для базового маловязкого масла.

Базовое масло в производстве Литола-24 применяется самое дешевое - маловязкое (порядка 50 сантистоксов). А, к примеру, современные смазки делают из масел, имеющих индекс вязкости от 100 и выше. И маловязкое масло больше подходит для небольших нагрузок и больших скоростей, в то время как масло с вязкостью от 320 гарантированно выдержит тяжелые нагрузки.

Вы справедливо можете возразить, что на то и добавляют загуститель в Литол-24 в качестве присадки, чтобы повысить вязкость масла. Но дело в том,что этот тип присадки со временем работает все хуже и хуже, тем самым резко ограничивая ресурс Литола в узле. Если бы Литол менялся в узлах шасси хотя - бы раз в 3000 км, что раньше можно было легко достичь у машин, оснащенных пресс-масленками, то было бы все отлично. Но сейчас пресс-масленки не ставят.

Для сохранения смазочных свойств при высокой температуре важна также степень очистки масла, если оно минеральное. Сомневаюсь, что нонэйм-производитель для Литола-24 будет подбирать хорошо очищенное, т.е. дорогое масло.

Далее: базовое масло в Литоле, естественно, минеральное, что также плохо влияет на предел температурной устойчивости смазки - всего 120 градусов. Этот параметр, как минимум, не подходит для колесных ступиц, которые часто работают при 150. Чтобы достичь таких показателей, масло должно или иметь высшую степень очистки или быть синтетическим.

Также в Литоле отсутствует антизадирная присадка, обозначаемая в современных смазках абревиатурой EP - Extreme Pressure. Это также делает Литол-24 непригодным для средних и тяжелых нагрузок.

Литол-24 имеет вязкость по классификации NLGI на границе 2 и 3. Такая густая смазка застывает при низких температурах (-30 и ниже) и не выполняет своей работы, пока не прогреется. Для низких температур нужна смазка с NLGI 0 или 1.

Да, у Литола-24 есть и плюсы: это надежный и проверенный годами загуститель на литиевом мыле, имеющий хорошую водостойкость. Густота Литола делает удобным процесс набивания смазки в подшипники. Да и дешевизна тоже говорит сама за себя. Однако для автомобиля я бы рекомендовал применять только импортные смазки, имеющие обозначение в соответствии с классификацией NLСGI:

NLGI LA и NLGI LB - для подшипников и шарниров шасси автомобиля
NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC - для ступичных подшипников, как для наиболее ответственных узлов в автомобиле, отвечающих за безопасность водителя и пассажиров.

Ищите такие значки на этикетках смазок
Ищите такие значки на этикетках смазок

Естественно, данная рекомендация не распространяется на специализированные смазки для суппортов или для ШРУСов, которые содержат специальные присадки, синтетические базовые масла или особые загустители.

Читайте еще больше интересных материалов на телеграмм-канале @rustechnic (https://t.me/rustechnic)