Возможно, что японцы до сих пор используют китовое масло в качестве присадок в моторные масла

21.01.2018

Хорошо известный в Штатах остроумный колумнист, скрывающийся под псевдонимом Сесил Адамс, ведет на своем сайте рубрику вопрос-ответ. Один из его ответов мне показался интересным. Я немного дополнил его текст фактами. Кстати, если считать, что кашалотовый спермацет - это присадка, модификатор трения, то вполне возможно, что полчайной ложки на автомобиль вполне достаточно.

Вопрос:

"Уважаемый Сесил, когда мы с другом смотрели документальный фильм о голубых китах, он сказал: «Знаешь, япошки все еще охотятся на китов из-за их жира, они используют его, чтобы смазывать новые машины». Он продолжил рассказывать о китовом масле, превосходящем все смазочные материалы на нефтяной основе. Я думаю, что это ерунда. Поскольку я не могу найти что-либо через Google, чтобы подтвердить или опровергнуть этот факт, я прошу вас ответить мне."

Сесил Адамс отвечает:

«Япошки»? Где вы откопали такого оригинала? Так или иначе, он слышал звон, но не знает где он. Давайте разберемся.

Когда-то китовое масло использовалось для производства масла для новых автомобилей, как в США, так и в Японии. Однако в начале 1970-х годов был введен запрет на добычу китов. Автоматические трансмиссии сразу же начали выходить из строя, и некоторые тогда говорили, что они уже никогда не станут такими надежными, как прежде, потому что пока еще не придумали ничего лучше масла кашалота.

Китовое масло долгое время оставалось коммерчески жизнеспособным продуктом. До 1850 года оно использовалось в качестве горючего - для освещения, пока не появился керосин. В какой-то момент оно использовалось для изготовления маргарина. Автомобильная промышленность особенно любила спермацет - продукт, получаемый из головного спермацетового мешка кашалота.

ВикипедияСпермацет вплоть до 1970-х годов применялся как смазочный материал для точного оборудования, в парфюмерии, а также в медицинских целях, особенно для приготовления противоожоговых мазей. Заживляющие свойства спермацета известны уже очень давно. Так, было подмечено, что среди китобоев, занимавшихся разделкой кашалотовых туш, раны и порезы на руках заживали гораздо быстрее у тех, кто работал у головы кита.

Когда возникла необходимость в модификаторе трения для масла автоматической трансмиссии, использование спермацета в качестве присадки было очевидным выбором.

К сожалению для кашалотов, масло получилось отличным. Огромные млекопитающие очутились на грани вымирания. В 1970 году США объявили, что кашалоты и ​​семь других видов китов находятся под угрозой исчезновения и ввели запрет на использование продуктов китобойного промысла, что означает, что продукты, полученные из китов, больше не могли быть ни произведены, ни импортированы. Начиная с 1973 модельного года, американские автопроизводители переключились на новые формулы масел для автоматической трансмиссии.

Каков был результат запрета на отлов китов? По меньшей мере 5500 произведенных между 1973 и 1975 годами автоматических трансмиссий преждевременно вышли из строя. Корродировали паяные соединения в системе охлаждения трансмиссии. Главный виновник, General Motors, объяснил все нехваткой китового масла. В составе новой трансмиссионной жидкости Dexron II С в качестве модификатора трения вместо спермацета использовалось масло жожоба. Но его компоненты вызывали коррозию деталей кулеров автоматических трансмиссий GM.

Однако, если вы внимательно читаете источники, вы заметите, что это были не автоматические трансмиссии GM всех моделей, а два конкретных типа - редукторы Turbo Hydramatic 350 и 400. Доля дефектных коробок передач составляла менее одного процента от всех АКПП, установленных на автомобилях GM. В середине 1970-х годов мы просмотрели техническую литературу и результаты отзывов по ремонтам автоматических трансмиссий в середине 1970-х годов. Ничего.

Из этого мы заключаем, что хотя китовое масло, возможно, и решило бы проблему, но реальная проблема заключалась в дефектной конструкции коробок GM. В итоге, GM поменял материал припоя, поменял трансмиссионное масло и проблема исчезла.В 1975 в трансмиссионную жидкость стали добавлять ингибиторы коррозии – присадки, предупреждающие появление ржавчины на деталях АКПП. Декстрон с такими присадками получил название II D.

Тем не менее, вы все равно можете найти людей, которые считают, что автоматические трансмиссии сейчас не так надежны, как в эру применения китового масла. Насколько я могу судить, это миф. Например, в начале 1960-х годов типичная автоматическая трансмиссия GM могла ходить 25 000-40 000 миль, к 1980-м нормой было 100 000 миль и больше. Промышленность все-таки нашла достойные заменители китового масла.

До сих пор мы говорили о США. Что о Японии? Международная китобойная комиссия утверждает, что с 1993 по 2009 год японцы убили 47 кашалотов. За это время японские автопроизводители построили 178 миллионов автомобилей. Предполагая, что половина имела автоматические трансмиссии, средний кашалот дал 30 баррелей масла, и все масло попало в АКПП, мы видим, что менее половины чайной ложки масла кашалота пришлось на каждое транспортное средство.

Если ваш друг считает, что я ошибаюсь, то нет проблем. Скажите ему, что продавцы будут рады продать ему новинку, содержащую «точную молекулярную замену масла кашалота», которую он может добавить в масло своей АКПП. Бутылка на десять унций стоит где-то от 10 до 25 долларов.

Читайте еще больше интересных материалов на телеграмм-канале @rustechnic (https://t.me/rustechnic)