Группа бывших инокинь РПсЦ присоединилась к федосеевскому согласию

Совсем недавно стало известно, что летом 2017 года боровские инокини РПсЦ приняли решение присоединиться к Древлеправославной Кафолической церкви Старопоморского Федосеевского согласия. С начала осени этого года они посещают богослужения в Преображенском старообрядческом монастыре.

Митрополит Корнилий и инокини
Митрополит Корнилий и инокини

Часть инокинь уже приняли старопоморское крещение. Перед принятием крещения был выдержан 40-дневный пост. Первой приняла крещение старшая инокиня, за ней — еще семь матушек. В данный момент ко крещению готовятся еще пять матушек. По принятым правилам у поморцев и федосеевцев, иноверные иноки после крещения повторяют иноческие обеты, чтобы присоединение к староверию не было поводом оставить иночество. На Преображенском инокиням выделили несколько келий, и они уже принимают участие в богослужении. Одна из инокинь несет послушание, работая поваром в общинной трапезной.

Ранее инокини считались насельницами Покровского древлеправославного девичьего монастыря Русской Православной старообрядческой Церкви, что во граде Боровске у часовни боярыни Морозовой. Он был основан в 2005 году. Насельницами обители стали бывшие инокини Русской Православной Церкви: в начале 2004 года в старообрядчество перешли игумения и почти все монахини Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, недалеко от г. Ступино Московской области.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Древний Белопесоцкий мужской монастырь был основан в конце XIV века. В 1918 году он был закрыт большевиками. Его чуть было не сравняли с землей, но верующим удалось спасти здания через Комитет бедноты. Позднее в обители располагались музей и разные организации, в келиях жили семьи железнодорожных рабочих, а храмы и собор превратили в клубы… Затем в бывшем монастыре располагались автоколонна и различные учреждения. 15 октября 1991 года Ступинский городской совет народных депутатов передал комплекс Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря в собственность Московского Епархиального управления РПЦ. Монастырь возрождался уже как женский. В 1993 году сюда были переведены 5 монахинь из коломенского Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря. Настоятельницей была назначена матушка Мария (Баранова). Инокини не только восстанавливали из руин здания древней обители, но занимались также изучением истории монастыря. Приходилось ездить по архивам, музеям и библиотекам. Монашеская община постепенно увеличивалась, приходили новые единодушные сестры. Все были молоды, около 20-30 лет. Так, игумении Марии было 26 лет, когда она отправилась осваивать полуразрушенные здания Белопесоцкого монастыря.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь
Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь

Изучая историю обители, инокини заинтересовались старообрядчеством. Сначала они общались с единоверцами, а в середине июля 2003 года старшие сестры впервые посетили храм Русской Православной старообрядческой Церкви. Переход в старообрядчество был осмысленным. Перед монахинями встал непростой выбор: переход в старообрядчество или расставание с Белопесоцким монастырем, на восстановление которого было потрачено столько времени и сил. 15 января 2004 года, в канун памяти святых мучеников и исповедников Прохора, Вавилы, Леонида, Иакова и иже с ними, в Вязниках за древлее благочестие пострадавших, прошло монастырское собрание, на котором сестры окончательно решили перейти в старообрядчество — присоединиться к РПсЦ. Незадолго до ухода инокинь из РПЦ с увещеванием к ним обратился епархиальный архиерей митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), предки которого по отцовской линии сами были христианами белокриницкого согласия. Однако никакие уговоры не помогли.

Чиноприем игумении и 12 инокинь совершил настоятель Покровского кафедрального собора РПсЦ, что на Рогожском, протоиерей Леонид Гусев. Поскольку в РПЦ инокини были крещены обливательно, о. Леонид крестил их заново в три погружения. Вновь был совершен иноческий постриг. Поэтому изменились имена матушек: настоятельница была инокиней Марией, а стала Олимпиадой. Первое время инокини жили в Москве на Рогожском, затем переехали в с. Рытово Владимирской области.

Во время Богослужения
Во время Богослужения

Вскоре после этого инокини по благословению митрополита Андриана (Четвергова) переехали в Боровск Калужской области. Новый монастырь был основан при часовне боярыни Морозовой и переданном старообрядцам Покровском соборе. Однако за инокинями оставался дом и хозяйство в Рытове, где постоянно проживало две инокини.

Некогда Боровск считался «цитаделью подмосковного старообрядчества». Тут томился в заточении протопоп Аввакум, были замучены боярыня Морозова и ее сподвижницы. Могила мучениц за древнее благочестие издавна почиталась в народе. После дарования свободы вероисповедания в 1905 году старообрядцы предприняли несколько безуспешных попыток поставить здесь памятник. Сначала запрещала полиция, потом началась Первая мировая война, революция, годы Советской власти. Крест на месте погребения мучениц удалось установить только в 1996 году, когда администрация Боровска выделила старообрядческой общине участок земли на Городище.

17-18 мая 2000 года на I (XIX) Учредительном Всероссийском съезде старообрядцев Русской Православной старообрядческой Церкви, проходившем в Москве, был создан Комитет по строительству памятника-часовни боярыне Морозовой и княгине Урусовой в г. Боровске. Был проведен конкурс эскизных проектов часовни, на котором выбрали вариант новосибирского архитектора А. П. Долнакова. Строительство часовни было закончено в 2005 году. Инокини Боровского монастыря дежурили в часовне-памятнике боярыне Морозовой, встречали экскурсии, рассказывали о старой вере, занимались активной просветительской деятельностью, издавали брошюры и буклеты по истории старообрядчества.

Благословение на деятельность монастыря дал и новый предстоятель РПсЦ Митрополит Корнилий (Титов). 30 декабря 2005 года он издал документ:

Благословение. Благоговейная игумения Олимпиада! Благословляю Вас нести попечение о восстановлении храма Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Боровске и вести деятельность по организации на территории храма женского монастыря.
Смиренный Корнилий Митрополит Московский и всея Руси.

В 2015 году монастырь отметил свое десятилетие, о чем можно прочитать в нашем материале «10-летие Боровского женского монастыря».

Памятная плита у Креста на месте погребения боярыни Морозовой и ее сподвижниц
Памятная плита у Креста на месте погребения боярыни Морозовой и ее сподвижниц

После Освященного собора 2007 год инокини Боровского монастыря ограничили свои контакты с руководством РПсЦ, тем не менее, формально не разрывая общения и продолжая заниматься восстановлением собора. Однако 9 марта 2016 года, вследствие многолетнего взаимного непонимания между иноческой общиной и священноначалием РПсЦ, старообрядческий девичий монастырь в Боровске был все-таки закрыт, а инокини покинули территорию Покровского собора, перевезя свои пожитки в две оставшиеся резиденции. Одна из них располагается в городе Боровск, другая в селе Рытово, где у инокинь имеется развитое подсобное хозяйство.

За это время с инокинями пытались вступить в контакт представители Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой Иерархии (ДЦХ БИ) (группы священников и христиан отделившихся от РПсЦ после собора 2007 года — прим. ред.). Однако эти контакты никаких результатов не дали.

Также инокини имели встречи с предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви патриархом Александром (Калининым), рассматривая планы поселения в исторически принадлежавшем беглопоповцам Малиновском скиту, что на Керженце. В середине 2017 года инокини стали склоняться к воссоединению с Древлеправославной Кафолической церковью Старопоморского Федосеевского согласия.

Надо отметить, что присоединения и переходы как отдельных представителей старообрядческих согласий, так и целых групп из одного согласия в другое, не являются редкостью. Так, совсем недавно, осенью 2017 года, было восстановлено литургическое общение между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Архиепископией (группой священнослужителей и христиан, отделившихся от Русской Древлеправославной Церкви). Случаи перехода единичных священнослужителей и мирян случаются еще чаще. 

Сайт Русская вера