Слово священника после объединения старообрядцев: «Люди пошли в храмы!»

12.01.2018

В ходе Освященного Собора РПсЦ, проходившего 17–19 октября 2017 г., было заслушано выступление официального представителя Древлеправославной Архиепископии — протоиерея Георгия Ефимова.

Выступление протоиерея Георгия Ефимова на Соборе РПсЦ. Октябрь 2017 года
Выступление протоиерея Георгия Ефимова на Соборе РПсЦ. Октябрь 2017 года

В результате голосования 18 октября 2017 года была подписана мирная грамота между РПсЦ и Древлеправославной Архиепископией. Публикуем текст выступления протоиерея Георгия.

Мы потомки переселенцев

Все мы, христиане Древлеправославной Архиепископии, являемся потомками староверов — переселенцев из Румынии, Турции и Болгарии. Последняя волна переселенцев прибыла из Румынии в 1947 году. В этом году исполняется 70-летний юбилей этому событию. Тогда на теплоходе перевезли наших предков — родителей и дедов в Астраханскую область, в село Успех. Привезли, да выбросили, как будто ссыльных, практически в чистое поле. Не все зиму перезимовали. Перезимовавшие, выжившие стали разъезжаться, потому что там никаких условий для жизни не было. А самое главное, советские власти обманули, когда говорили:

Церковь будет, молитесь сколько угодно.

Но никакой церкви не было. Когда узнали, что всё не так, как обещали, многие стали уезжать, кто в Малороссию, кто на Дунай, и вот таким образом все рассеялись по разным сторонам. Искали, где лучше жить и где есть церкви. Мои родители тоже сперва поселились в Успехе, но уехали оттуда через год на Кубань. Прошли годы. Несколько лет назад мы задались целью лучше изучить историю раскола XVII века и то, как русские староверы попали за границу. Выяснилось, что остаются неизученными сведения, как и где староверы потом проживали. Подумали, что хорошо бы сделать исследование на эту тему. Написали заявку на президентский грант, получили государственную поддержку, и в течение двух лет изучали этот вопрос. Мы побывали в Грузии, Молдавии, на Украине, в Румынии, в Италии для изучения обстоятельств и условий проживания староверов. Материал этот пополнялся живыми свидетельствами, воспоминаниями, а также, разумеется, архивными документами. По итогам исследования мы подготовили к изданию книгу. Однако этот исследовательский проект принес не только научные плоды, но и заставил взглянуть по-новому на некоторые вещи. Можно сказать, встревожил и насторожил.

Родственники из поколения в поколение живут как враги

Стало ясно, что материальные вопросы церковной жизни мы решим: книги издадим, храмы построим, многое материальное реализуем. Но, общаясь с людьми, без тревоги, без слез невозможно было слышать воспоминания людей, когда заходила речь об истории их жизни, о родителях, о дедах и прадедах. Видны были переживания, связанные с разделениями в вере, когда по-живому были разделены наши староверские сообщества. Одни приняли митрополита Амвросия, другие не приняли, и это наследие привезли в Россию. В России также устойчиво это разделение сохраняется. Родственники, братья и сестры из поколения в поколение живут как враги.

Официальные  представители Древлеправославной Архиепископии на Соборе РПсЦ. Слева  направо: протоиерей Григорий Ефимов, иерей Артемий Ефимов, протоиерей  Георгий Ефимов, епископ Никодим (Елякин). Октябрь 2017 года
Официальные представители Древлеправославной Архиепископии на Соборе РПсЦ. Слева направо: протоиерей Григорий Ефимов, иерей Артемий Ефимов, протоиерей Георгий Ефимов, епископ Никодим (Елякин). Октябрь 2017 года

Работая над материалами исследования, мы, наконец, поняли, что важнейшей проблемой бытования старообрядчества является вопрос объединения, восстановления исторической справедливости. Все, кого мы встречали, жаждали примирения и объединения, несмотря на то, что у разных сторон, разных старообрядческих согласий была и есть своя правда. Но мы ставили задачу разобраться в позициях сторон, с одной стороны, а с другой — отказаться от прошлых обид и неправд. Потому что дальше жить в разделенном состоянии просто невозможно. Мы сами выросли в обстоятельствах разделения старообрядцев. Наш отец был белокриницким по происхождению, имел пять братьев, однако женился на беглопоповской прихожанке. Когда семья отца переехала в Россию, его рукоположили во священника Новозыбковской Архиепископии. Он отслужил 57 лет и всё это время в среде родственников было напряжение. Вроде бы дружные, любили друг друга, но как доходило дело до молитвы, каждый шел в свой угол.

Разделение возникло искусственно

Вспоминая причины разделений, собрав устные воспоминания, мы проанализировали имеющиеся документы, а также деяния совместных комиссий (РПсЦ и РДЦ — прим. ред.), которые работали в течение нескольких лет, и убедились, что разделение произошло искусственно. Чтобы его преодолеть, нужно было волевое решение. Поняв это, мы решили, ни на кого не оглядываясь, не перекладывая ответственность на других, принять самостоятельное решение. Пусть даже в одностороннем порядке.

С таким постановлением нашего Собора мы обратились к митрополиту Корнилию (Титову), и в беседе с ним констатировали готовность вступить в общение, не выдвигая никаких условий. Помимо прочего, мы только хотели упростить жизнь наших родственников, живущих в разных уголках страны и мира. Надо подчеркнуть, что до сих пор РДЦ принимает чад от белокриницкой иерархии вторым чином, то есть через совершение миропомазания. Мы же приняли решение отменить этот чиноприем, вставая на позицию РПсЦ, поскольку белокриницкое согласие к беглопоповцам второго чина не применяло, всегда принимало третьим чином, то есть через покаяние.

Мы сообщили об этом предложении и его перспективах прихожанам, и они приняли эту информацию восторженно. Раньше, например, тем, кто был в браке с белокриницким, нельзя было подходить к иконам, кресту. Сейчас эти христиане получили такую возможность. Те, кто не мог повенчаться, так как спорили, в каком согласии это делать, теперь обвенчались беспрепятственно. Думаю, самое главное, когда решаем вопросы сближения христиан, разбираемся в том, кто прав, а кто виноват, это не забывать, что правила написаны для человеческого сообщества с той целью, чтобы человек к Богу шел, а не наоборот. А то бывает, что правила используются так, что человек не только к Богу не придет, он и к отцу и матери не приходит.

Делегация  русских-липован Румынии в г. Сочи. Встречали их представители общин  русских старообрядцев (липован) Краснодарского края протоиерей о.  Георгий Ефимов и иерей о. Артемий Ефимов. Сентябрь 2017 года
Делегация русских-липован Румынии в г. Сочи. Встречали их представители общин русских старообрядцев (липован) Краснодарского края протоиерей о. Георгий Ефимов и иерей о. Артемий Ефимов. Сентябрь 2017 года

Например, в Италии старообрядческая молодежь нас, священников, не слушает. Хотя у многих там растут дети, которые привыкают к местному языку и культуре. И главная забота для родителей, главная тревога — сохранить русский язык у детей. Но, чтобы в чужой стране сохранить русский язык, обязательно нужно молитвенное общение. Там давно белокриницкие и беглопоповские христиане совместными усилиями оборудуют молитвенное помещение, молятся, крестятся, венчаются. Надо сказать, и в Неаполе, и в Турине имеются священники белокриницкого поставления. Правда, когда в сентябре уезжают в Россию или Румынию, каждый начинает ходить в свою церковь. Возвращаются в Турин — опять молятся вместе. Получается искаженная, двуликая жизнь. На таком примере растут дети. И знаете, какой они путь выбирают? Идут к католикам! Потому что выбрать между верой мамы и папы трудно, лучше нейтральное выбрать, в виде католицизма. Это запущенный результат нашего векового противостояния между белокриницкими и беглопоповцами.

Господь изволил, чтобы случилось примирение старообрядцев

Я подчеркиваю, что наше решение сформировалась не только под действием эмоционального восприятия сегодняшней ситуации, но и под влиянием изучения церковной истории христианской церкви и имевших место прецедентов. Я могу добавить, что сжигали на кострах не только за церковные разделения или за то, что не подчинялись правящим иерархам. Сжигали на кострах и инициаторов объединений, им тоже в истории часто несладко приходилось потому, что они выглядели новаторами. Но мне думается, что мы готовы понести эту небольшую ношу, потому что наши предки гораздо большее испытаний выдержали, причем не одно десятилетие. Они со слезами ждали, когда появится такая возможность и когда случится примирение. Видимо, Господь так изволил, что случилось это в наше время.

Я понимаю, что возникнет много вопросов, но я вас уверяю: от вашего мнения и вопросов наше решение не поменяется. Решение об упразднении чиноприема, которое было принято в мае 2017 года, было подтверждено на последнем Соборе, в прошедшее воскресенье. Был Собор, и ни один из присутствующих на Соборе не выразил сомнения. Мы готовы выслушать любые претензии, но ожидать, что нас можно сломать и мы изменим наше решение, не стоит. Тем более есть уже добрые плоды примирения. Люди пошли в церковь. Есть места, где прихожан становится половина на половину, то есть половина наших, половина — приезжие чада РПсЦ из окрестных мест, где нет храмов. После всего этого объявить, что решение изменили, — это значит лишить их надежды на посещение храма, лишить возможности привести детей в церковь.

У нас в регионе мало церквей, территории большие, а храмы далеко не в каждом районе, вследствие чего утрачивается связь с верой и церковью. Человек, вырастая в семье, далекой от богослужебной жизни, спокойно идет в храмы РПЦ, а потом ведет туда детей. И потом забывает, чем отличается истинная вера от чужой. Живя в гонениях, мы были более собраны, знали, от чего себя храним, тем самым укреплялись. Сейчас люди ослабели, почти нет таких семей, которые были бы исключительно старообрядческими. Или кумовья, или племянники замужем или же в родственных отношениях с иноверными. Нам нужно сейчас об этом думать.

Светская власть благоприятствует развитию старообрядчества

Нужно направить все свои силы не на взаимные упреки, а на объединение и примирение. Эта ситуация Богом дана, владыка в своем докладе говорил о том, что за 350 лет ни один российский правитель благосклонно не отнесся к староверам, а сейчас президент посетил Рогожское. До этого самым большим подарком для нас был 1905 год, дарование староверам свобод. Несколько лет назад мы на себе испытали роль положительного влияния светского государства. Мы имели один приход в Имеретинской долине, там, где планировалось проведение сочинской Олимпиады в 2014 году. В селе проживало порядка 120 семей, и по проекту нужно было сносить эти жилища, потому что там планировалось строительство спортивных комплексов.

Что же сделал В.В. Путин? Он приказал построить новое село, рядом, компактно, три улицы, провести электричество, газ, воду. Президент сам контролировал и приезжал на открытие этого села. Назвали село, как захотели сами его жители, — Некрасовское. Был построен временный храм. Когда приехали представители краевой администрации, то спросили, как мы это событие можем отметить, что нам подарить. Мы просили учесть наше мнение при названии улиц, когда будут готовить документы на сдачу села. И всё. Любые подарки — вещь тленная. Так, по нашей просьбе названы улицы. Самая длинная улица — Старообрядческая. Здание церкви там находится под №2, и указано это на двух языках. Я сейчас из-за волнения не могу вспомнить, когда всякие американцы приезжают, как они вычитывают это слово «старообрядческая». Сколько улиц Ленина в России? А сколько улиц Старообрядческая? Я, например, знаю только три небольшие. А тут большая улица Старообрядческая и сразу старообрядческий храм, вторая улица —  Общинная, дальше улица Победная.

Посёлок Некрасовское
Посёлок Некрасовское

Власти, чиновники уточняли, с чем связаны названия улиц, которые нам понравились. Мы ответили:

----------------

Старообрядческая — потому, что мы теперь открыто можем исповедовать свою веру; Общинная — чтобы наши дети помнили, что мы выжили только будучи общиной; ну и Победная — напоминание о том, что только совместно с верой в Бога будет победа!

----------------

Вот я бы сказал, что после церковного раскола XVII века правительство к нам так ни разу не проявляло внимание! Когда я разговаривал с представителями согласительной комиссии, то спросил:

Что бы в Китае в нашем случае сделали? Ответили:
В Китае нужна была стоянка для автомобилей. Она занимала два квартала. Постройки снесли и заасфальтировали, нужна стоянка.
А куда людей дели?
Не знаем.

Так вот, нам в новом селе Некрасовском сперва построили дома, инфраструктуру, затем предложили заселиться в дом или квартиру в любом районе или предложили компенсацию по выбору. Это настолько было неожиданно, мы никак не могли поверить, что это реальность. Теперь к нам туда приходят туристы со всего белого света, даже из Австралии. Так получилось, что поселок на перекрестке дорог, и это помогает проповеди старообрядчества.

----------------

Нам бы только соответствовать именованию, действительно быть старообрядцами, и не только по признаку бороды или платочка, но по образу жизни!

----------------

Но в нас еще очень глубоко сидят представления: «Я хороший, ты плохой». И это делается прилюдно. Но это уже другая тема.

Сайт Русская вера