Как я клиенту компьютер собирал

В каждой профессии случаются казусы, вне зависимости от профессиональной подкованности спеца. В деле "компьютерщиков" этих казусов немеряно, поскольку многообразие софта и железа - огромно. Ты просто физически не можешь всё знать, а чуть ли не половину тебе знать и не нужно, поскольку ты никогда с этим вообще не столкнёшься. Меняются версии программ, стандарты... Как правило, используя смекалку и предыдущий опыт, можно заставить работать всё, что угодно. Но не всегда. Я и не думал, что банальная сборка компьютера может растянуться на четыре дня из-за такой детали, сходу распознать которую не смогли как минимум шесть человек. Несмотря на то, что трое из них (включая меня) работают в сфере больше двадцати лет и "выросли с индустрией".

Пятница. Поступил заказ на сборку довольно дорогого компьютера. Клиент приобрёл кучу коробок, которые я должен был собрать воедино. Приобрёл, как водится, по "совету знакомого". Этого знакомого я долго ещё потом вспоминал. По идее, если ты советуешь что-то человеку - то и собирай это сам. В этом случае, почему-то, вышло по-другому...

За полтора часа аккуратной сборки на столе красовался компьютер. После включения, материнская плата отключилась менее, чем за секунду. Ситуация повторилась несколько раз и я понял, что мы "приехали". Клиент пока не предполагал, в какую засаду мы попали, и весело сорил шутками а-ля "ну тыжкомпьютерщик, ща кувалдой там ударишь да и заведётся всё". Я хранил каменный pokerface, лихорадочно пытаясь сообразить, что делать дальше.

Вариант, собственно, был один: подъехать в ближайшую контору по купле-продаже компов, возглавляемую моим давним приятелем, и диагностировать, какая железяка не работает. После чего обменять её в "технопоинте". Я не зря упоминаю конкретный магазин, и цель тут вовсе не рекламная. По счастью, клиент проживал недалеко от конторы моего приятеля, и каждая поездка (да, их было "не адын") занимала всего минут 5-10. Плюс ко всему, "технопоинт" находился там же, в паре сотен метров.

Ребята (в количестве двух) действовали методом исключения. Сначала - другой блок питания (я, признаюсь, грешил именно на него). Потом - другой процессор в материнку (у клиента был i7, вставили i5, сокет совпадает - Intel 1151). Дальше диагностировать было нечего: явно виновата материнская плата.

 
Intel socket 1151-v2
Intel socket 1151-v2

В "технопоинте" довольно малоприятная девочка на приёмке брака долго рассматривала материнку под лупой, после чего заключила, что у неё "погнуты две ножки сокета" и это "негарантийный случай". Надо сказать, что я не являюсь слоном в посудной лавке и никогда ещё не гнул никакие ножки сокетов, прекрасно понимая, что к чему. Приглядевшись, я действительно узрел небольшое несоответствие, но для меня сходу было ясно, что это - заводской недочёт, который, в общем-то, вряд ли влияет на ситуацию, потому что ножки к контактным площадкам всё равно прижмутся. Да и для того, чтобы согнуть ТОЛЬКО две ножки в сокете, в котором "тысяча и стописятодна" ножка - надо обладать феноменальной аккуратностью. Обычно, если с сокетом производятся насильственные действия - это явно видно по большой "поляне" загнутых ножек.

Девочка встала в позу и клиент был вынужден сдать матплату в местную экспертизу. Мы разошлись на выходные; результат диагностики в "технопоинте" пообещали огласить в понедельник. Дело явно пахло керосином; я давненько не встречал в компьютерных магазинах такого мгновенного "фи" в столь щекотливой ситуации. Поискав интересу ради "сокет погнутые ножки" я нашёл десятки историй про вышеуказанный магазин и понял, что "гнутые ножки" - это у нас сейчас такая фишечка для посыла покупателей на МПХ. Посылают в разных ситуациях, включая те, когда покупатель обнаружил заводской брак, просто вскрыв коробку дома (даже до подключения). Мало кто исследует сокеты на предмет гнутых ножек в магазине (мне бы это и самому в голову не пришло). Впрочем, в большинстве историй покупатели подавали в суд и выигрывали (магазин не мог доказать, что именно покупатель повредил товар). У нас был ещё козырь: отсутствие подписи клиента, что он проверил товар. Почему-то, в "технопоинте" последнее время не выдают никаких гарантийников и не заставляют расписываться - просто отдаётся километровый чек. Похрен, что на сумму в 100 тыщ деревянных.

С этим козырем и было решено писать претензию, но в понедельник раздался звонок от клиента и он радостным голосом сообщил, что материнскую плату... Поменяли! Дескать, гнутые ножки ни при чём - виновата цепь питания. Ободрённый этой вестью, я прискакал на сборку. Всё было сделано заново (разумеется, в этот раз без подключения всей остальной периферии - только блок питания, материнка и процессор). При включении мы увидели ту же самую картину.

Я начал понимать, что "дело было не в бобине". Никакая теория вероятности не опишет такое. Скрупулёзно проверил каждый проводок, каждый джампер. Система не включалась и всё, загорался светодиод проверки CPU. Но разве мог быть ещё и процессор неисправен? Ведь знакомые ребята проверяли со своим. Эмоции клиента в этот момент предпочту не описывать - разве что поблагодарю провидение, что клиент попался весьма вменяемый.

Снова поехали в "технопоинт", т.к. деваться было некуда. Вредной девочки на месте не оказалось, был довольно вменяемый мальчик. Он просто взял процессор, просто пошёл с ним в "операционную", откуда вышел с диагнозом "процессор исправен". "Тогда что это, БЛИН?!" - возопили мы. Мальчик взял чек, посмотрел модель материнки, посидел-подумал. Снова пошёл в "операционную", скрывшись там минут на 15. Я так понимаю, производились консультации с вышестоящими сборщиками. И какой-то из них, наконец-то, нашёл причину.

Оказывается, вышел сокет 1151-v2. И, несмотря на то, что посадочное место точно такое же, там разные напряжения. Соответственно, и процессор требуется совместимый. Выглядящий точно так же, с похожими характеристиками - но другой. Итого, нам просто поменяли процессор, и всё тут же заработало.

Сдаётся, что и предыдущая материнская плата была рабочей.

Итак, список из шести "компьютерщиков".

  • "советчик", подобравший несовместимую конфигурацию;
  • двое знакомых ребят из сервиса, где собирают компьютеры по сто раз на дню, не сталкивавшиеся доселе с "новинкой";
  • паренёк на приёмке "технопоинта" (сообразил только после "звонка другу");
  • неведомый иксперд "технопоинта", приписавший материнке "нерабочую цепь питания";
  • я, который и подумать не мог, что Intel так приколется.

Далее могли бы следовать пространные рассуждения об инженерном идиотизме современной электроники (и не только) - но, пожалуй, как-нибудь в другой раз...

Оригинал рассказа на saanvi.ru