Слепые айтишники и глухие руководители

На известном околотехническо-развлекательном сайте (который успел почить в бозе, покуда я писал эту заметку), где разные представители айтишной фауны делятся байками и историями, шла постоянная война собственно айтишников и их руководителей (а также иных представителей противо-айтишных войск типа менеджеров, секретарей и прочих завоевавших печальную славу отрядов). Самое интересное в том, что правы обе стороны, и противостояние это скорее бессмысленное. Потому что противостоит один класс не особо умных людей другому классу таких же.

Правда в том, что в России высококвалифицированного (да хотя бы образованного) айтишника на рабочее место просто не найти. Причин этому масса, но главенствующая такова: айтишника давно не считают за человека. Такие времена были, но они закончились минимум лет десять назад. После этого ум и скилл не то, чтобы перестали почитаться - они стали не нужны там, где эту "нужность" пытаются искать "айтишники". Которые просто боятся признаться себе, что, по сути, они не особенно нужны, и заменить их может любой студент или другое (отнюдь не мифическое) существо под кодовым названием "племянник дяди замначальника".

99% всех этих "начальников", манагеров, секретарей и прочего не знают, КАК должен работать компьютер. Что он, по идее, должен делать. Как извлечь выгоду из быстрого взаимодействия между отделами. Как оптимизировать рабочий процесс, каким должен быть сайт, привлекающий клиентов (ладно, хотя бы не отталкивающий). Как внедрить довольно простую систему, которая over9000 повысит производительность и выхлоп (попутно сократив парочку ненужных штанопротирателей в штате, но куда ж без подобных издержек). Всего этого кандидаты в ненужные штанопротиратели не знают и знать не хотят. Они всерьёз полагают, что, находясь в начальствующем кресле, умнее человека в ИТ-сфере, который в одиночку может написать законченную программу, настроить веб-сервер, сделать сайт, спроектировать БД и много ещё чего. Они чего-то там себе подумали и всё решили, не спрашивая людей в теме. Так работает абсолютное большинство контор, которые мне когда-либо приходилось (и приходится) видеть.

Конечно, "ум" - понятие относительное. Талантливый айтишник - скорее всего, социофоб, а чаще и мизантроп (иногда умеренный, иногда не очень). Но в любом случае, скорость и качество обработки мыслей в его голове минимум на три порядка превышают такие же параметры у 90% людей. Просто потому, что. Если для вас "айтишник" - это дядя Вася, который может подпаять отвалившийся у кулера провод и знает, как поставить "виндавс", то для меня айтишник - это существо, которое может за десять секунд продумать примерную реализацию алгоритма подсчёта какой-нибудь фигни в какой-нибудь другой фигне, которую он сам и сделал, причём с нуля. А что это за фигня - вы даже и знать не будете. Вы просто скажете ему: "можно ли сделать так"? Ответ будет утвердительным. Но с оговорками, что "вот это можно сделать за пять минут, а вот это - за год".

И тут возникают разногласия. Начальник не поймёт, почему такую-то систему можно делать год. Он начнёт думать, что его обязательно обманывают, ведь всё везде должно быть за три копейки и за пять минут. И по-своему он будет прав. Потому что, в его стройной картине мира, все обманывают всех. Значит, и айтишник обманывает. Как - непонятно; но всё равно обманывает. Да нуегонафиг, этого айтишника! Зачем нам эффективный сайт, зачем налаженная система взаимодействия, зачем эта говорящая голова, которая говорит, что по уму надо переделать 80% текущей реализации, чтобы приблизиться к хотелкам. Да врёт он всё! Давайте искать другого - такого же. Да и конкуренты тоже работают через задницу - равняться-то не на кого. У всех всё одинаково - чего париться? Дохлые падучие сайты (или отсутствие оных), почтовый оборот через "мейлру", убогие таблички в экселях и кривые бланки в вордах, набранные в наркотическом угаре. Какие-то старинные диковинные программы для подсчёта какой-нибудь ерунды, которым нет альтернативы и которые тоже работают еле как. Или, наоборот, "суперсовременные", адские разжиревшие монстры, требующие десятки гигабайт оперативки и терабайтные винчестеры, способные загрузить "в доску" любую топовую конфигурацию для того, чтобы вывести какой-нить убогий бланк на принтер...

Тем временем, айтишники все разбежались. По углам, по щелям. Вся наша братия либо имеет свой бизнес, либо свой бизнес плюс немножко чужого. Есть ещё бывшие айтишники, нашедшие себя в гораздо более простом и прибыльном деле, особо не мечтающие вернуться в "гавань траха мозгов". Мы сами ставим себе задачи, сами придумываем проекты, сами их реализуем, сами получаем шишки на голову, сами учимся от них избавляться. И нам никто уже не нужен; мы не ищем чего-то там, где оно давно не существует. Клиенты подстраиваются под нас, потому что именно мы знаем, как сделать большую зелёную кнопку "Хорошо". И никак иначе. Клиенты лишь видят, что всё работает - им нафиг не нужен весь айсберг под водой, и это правильно. Айтишнику нафиг не нужны предложения клиента вида "а давайте тут шрифт на более весёлый или фиолетовый поменяем"; мысли в голове хорошего программиста бегут впереди мыслей заказчика минимум на тысячу километров. Заказчик, не ушедший дальше "мейловру", экселей-вордов и бессмысленных конференций по скайпу, просто неспособен родить внятное ТЗ. Был бы способен - сам бы сделал. Если он готов нас слушать - мы сделаем ему кнопку "Хорошо". Не готов - не сделаем.

Итого, если вы - айтишник, "стонущий под гнётом", у вас есть выбор: делать всё самому или продолжать стонать под гнётом дальше. Не факт, что возглавляемое вами дело поимеет успех. От айтишника до начальника-амёбы - один шаг; грань эта тонка, незрима и невесома. Но вы хотя бы попробуете. Печально осознавать, что вы - мальчик для битья, но пока вы им являетесь - это целиком и полностью ваша заслуга. Впрочем, если вам на работе платят очень хорошие деньги - почему бы не смириться? Такой вариант проще, чем пробивать себе дорогу головой. Он не слишком приятен, но большинство людей живёт именно так. Разве миллионы мух могут ошибаться?

Если вы - начальник, "вечно ищущий таланты" - вы их никогда не найдёте. Для того, чтобы отличить айтишника от "умельцев переставлять винду", нужно нечто большее, чем наглость, жлобство, умение орать и пыжиться. А этого "большего" у вас, судя по всему, нет. Проще так и работать дальше - со всеми этими вордами, экселями, скайпами и прочей ерундой. Продолжая делать кучу работы, которую можно было давно автоматизировать (или просто не делать). Не спрашивая и не советуясь ни с кем ни о чём, думая, что вы умнее "этих, в свитерах и с пивом". Хотя свитер и пиво - скорее, признак как раз "умельца переставлять винду/линупс", который "вечно под гнётом" и никак не может разрушить мир насилия и сбросить "кандалы с цепями".

Оригинал статьи на saanvi.ru (без купюр)