Таинственный хозяин бани

К бане на Руси всегда было двойственное отношение. С одной стороны, в ней мылись, счищая грязь, выгоняя болезни, обновляясь телом и душой. Но с другой стороны, баня считалась пограничным пространством между нашим миром и миром злых духов. Не зря сюда входили, не молясь и сняв нательный крест. Не зря многочисленные поверья и ритуалы, которые и по сей день живут в народе, связаны именно с этим местом для купания.

Особое уважение наши предки питали к духу, живущему в бане и охраняющему ее – Баннику или, иначе говоря, Баеннику. Согласно поверьям, он не отличался покладистым характером и якшался с нечистой силой. Поэтому люди пытались всячески задобрить его и заслужить расположение сердитого духа. Например, следящий за порядком внутри самой парной Банник не любит, когда в его присутствии шумят или, чего доброго, употребляют крепкие словечки. Сам он тоже не прочь попариться, поэтому, уходя из бани, хозяину всегда оставляли ушат с водой, веничек да хлеб-соль на полке. Самым благоприятным временем для мытья считались четверг и суббота, а в остальные дни недели, якобы, Банник купается сам и зовет к себе в гости нечистую силу.

Те, кто нарушали правила поведения в парилке, рисковали навлечь на себя гнев банного духа. В отместку он мог опрокинуть на виновника бадью с горячей водой и даже «запарить» насмерть. Ночью сила Банника возрастает, как и у всей нечисти, поэтому мыться после захода солнца, а уж тем более спать в бане было чрезвычайно опасно. Разгневавшись, суровый хозяин мог задушить смельчака угаром, а то и просто напугать до полусмерти своим внешним видом. Стоит отметить, что сам он невидим и редко показывается людям без веской на то причины. И не зря. Банник описывается в народе как темное, мохнатое существо со страшными железными когтями. Согласитесь, увидеть такое посреди ночи в темной бане не каждому под силу.

Смелый человек с ноткой авантюризма может даже выманить у Банника одно из его сокровищ: шапку-невидимку или «бесконечный» целковый. Если прийти в парилку в канун Пасхи, засунув в голенище левого сапога нательный крестик и нож, сесть на лавку лицом к стене и вымолвить проклятие, то непременно должен возникнуть сам хозяин бани с шапкой-невидимкой в руках. Правда, как у него эту шапку выманить, вопрос отдельный. О нем почему-то легенды умалчивают.

Зато о получении неразменного золотого рассказывают достаточно подробно. Монету можно было обменять на запеленатую на манер младенца черную кошку. Несчастное животное требовалось оставить в бане, приговаривая: «На тебе ребенка, дай мне беспереводной целковый». После обмена следовало стремглав бежать в дом, осеняя себя крестным знамением, не поворачиваясь к Баннику спиной.

Особыми ритуалами было окружено и строительство бани. При возведении нового сруба под порогом зарывали тушку курицы с черными перьями, еще один символ нечистой силы. После чего необходимо было отойти, постоянно кланяясь и пятясь задом. Считалось, что обитает хранитель бани именно за печью, поэтому перед тем, как в первый раз затопить свежесложенную каменку, на нее бросали щепотку соли, прося тем самым у Банника благословения. Помывшись, требовалось поблагодарить духа за гостеприимство и пожелать долгого стояния его владениям.

И упаси вас бог, возводить любые другие сооружения на месте, где раньше велось строительство бани. Даже в наши дни дачные дома из бруса, построенные на месте бывшей парилки приобретают нехорошую славу: люди рассказывают, что по ночам слышатся стоны и хохот Банника, по его наущению жильцов одолевают мыши и клопы, а домашние животные загадочным образом гибнут. Согласно древнерусским поверьям, так нечистый дух тоскует по своей родной баньке, а от долгого существования без крыши над головой может совсем одичать и превратиться в оборотня. Причем, оборачиваться бесприютный Банник может практически любым живым существом – от кошки до близкого вам человека. И преследует он, обычно, самые кровожадные цели. Ради собственной безопасности при общении с этим духом никогда не следует поворачиваться к нему спиной, а нужно как можно быстрее закрыть дверь перед подозрительным субъектом.