ТРИ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

В наше время философия считается не очень практичной наукой. В философских факультетах постоянно недобор. Это происходит потому, что люди утратили философию в ее изначальной фундаментальной форме и имеют дело в основном с ее западными и восточными суррогатами, что рано или поздно нас разочаровывает.

Однажды, если мы столкнемся с фальшивыми деньгами, это не значит, что все деньги фальшивые. Поэтому наряду с философскими рассуждениями существует и истинная философия. В этой статье мы рассмотрим основные пути развития мировоззрения и последствия различных философий. Методологическим ключом в этом вопросе для нас станут древние Веды.

В Ведах философия обозначается термином "даршан“, что буквально означает ”Видение“ или ”мировоззрение". Это сразу переводит философию из абстрактной "любви к мудрости" в практическую сферу, потому что определенное мировоззрение фактически заставляет нас действовать определенным образом. Видение определяет действие. Нужно видеть адекватно, чтобы действовать правильно. Люди воспринимают этот мир по-разному, и поэтому ведут себя по-разному в жизни.

Несмотря на очевидное разнообразие философских школ, все они делятся на три широкие категории в соответствии с целями, которые они преследуют:

1. Философия наслаждения.

2. Философия отречения.

3. Философия духовного совершенствования.

В современном мире доминируют первые два типа. Мы кратко обсудим их происхождение и последствия.

Материальная жизнь очаровывает и разочаровывает нас. Эти два состояния ума вызывают два основных подхода к жизни - философию наслаждения и философию отречения.

Первый и самый популярный тип - это философия наслаждения. В спектре этой философии есть отличительные тенденции от бездумного гедонизма вроде - "вы живете только один раз, и вы должны взять все от жизни”, к более ответственному и зрелому отношению к жизни, даже принимая во внимание Бога, реинкарнацию и возвращение в этот мир в новом теле.

Эти более зрелые поклонники философии материальных наслаждений озабочены будущим земли, окружающей среды и будущих поколений. Они требуют сбалансированности и более рационального использования материальных ресурсов. Но несмотря на более трезвый подход, суть остается прежней: мы хотим наслаждаться материей.

В Ведах этот тип философии называется "бхога" (материальное наслаждение), которое ведет к карме ( созидательной или разрушительной деятельности). На Западе эти взгляды называют философией модернизма, которая делает акцент на материальном развитии. Модернизм в своей самой культурной форме порождает внешнеэкономический прогресс, эксплуатацию природы и активную жизненную позицию борца и героя.

Более грубые формы этой философии выражаются в бессмысленной быстрой жизни без какой - либо мысли на завтра. Есть даже материалисты (не путать с атеистами, которые не терпят идеи существования Бога), которые искренне обращаются к Богу, но ради материальной выгоды. Они попадают в категорию материалистов (хотя и утонченных и культурных), потому что цель их жизни - материальное счастье.

Их попытки сделать материализм более сбалансированным (все в меру ) принципиально ничего не меняют, просто разочарование придет позже, но оно обязательно придет. Неумолимое время обесценивает все наши внешние достижения или просто уничтожает наши тела и лишает нас возможности наслаждаться плодами нашего труда. Вечная душа никогда не будет удовлетворена временными материальными формами, поэтому переход к иной философии рано или поздно просто неизбежен.

Так, те, кто разочарован в материальной жизни, находят прибежище в противоположной философии, которую в Ведах называют "тьяга" (отречение).

На Западе его называют постмодернизмом. Чувство пустоты и разочарования, вызванное злоупотреблением материальными наслаждениями или тяжелыми страданиями, теперь принимает ментальные формы и превращается в философию отречения или постмодернизма.

На Востоке это классический Буддизм, а на Западе - его различные искажения и вульгарное разнообразие. Самые последовательные приверженцы этой философии отказываются от этого мира и ведут уединенную жизнь или живут в небольших сообществах единомышленников.

Более приземленная версия этой философии проявляется в тотальном нигилизме или неприятии всех религиозных и нравственных принципов. Хиппи, панки и мятежники всех мастей, бросающие вызов становлению общества потребления, представляют собой более грубые формы постмодернизма.

Особенностью этой философии отречения является неспособность большинства приверженцев быть последовательными до конца.

В нем есть некая искусственность и театральность, которые заставляют людей либо вернуться в мир материальных ценностей ( многие бывшие хиппи превратились в процветающую буржуазию, которую они критиковали ранее), либо обречь их на вечную внутреннюю борьбу с желанием вкусить ” запретный плод” .

Часто это толкает людей на путь тайного порока и двойных стандартов, которые вызывают комплекс неполноценности. Действительно, трудно найти вкус в сухом отречении от мира, не имея положительного духовного счастья.

Веды объясняют, что эти две философии ( наслаждение и отречение ) заставляют нас бросаться в крайности, подобно движению маятника. Когда мы в жизни являемся преуспевающими, то общее мировоззрение наслаждения превалирует. Но когда все разваливается, и мы натыкаемся на непреодолимые препятствия, тогда мы находим утешение в отречении. В этом случае мы ценим идею непостоянства и иллюзорности всего материального.

Итак, обе эти философии несостоятельны, потому что первая толкает человека глубже в материю, которая связывает душу кармой, а другая побуждает отвергнуть эту материю ради абстрактной пустоты или нирваны.

Модернизм в большинстве случаев - это философия "единой жизни”:" наслаждайся ею сейчас, потому что живешь только один раз". Она лишает душу вечной жизни и позитивного будущего. Постмодернизм - это, по сути, отвергающая жизнь философия: ”все, что у вас есть сейчас, - это либо страдание, либо иллюзия, а затем наступает пустота, вечное небытие или в лучшем случае, растворение в безличном Абсолюте". Это своего рода духовное самоубийство.

Все мировоззрения порождены этими двумя тенденциями, связанными либо с наслаждением материальной энергией, либо с ее отвержением, и не дают душе высшего вкуса, а потому несовершенны.

Но есть и третий тип - философия духовного совершенства, которая не основана на несовершенном дуалистическом человеческом разуме, способном лишь принять чувственное наслаждение и отвергнуть страдание. Эта философия приходит в этот мир как божественное откровение. Она отражает вечную личную природу души и Бога и их бесконечное разнообразие полных любви отношений.

Элементы этой философии можно найти во многих духовных традициях, но в Ведах она дается в наиболее целостной и чистой форме, которая называется “бхакти", или любящая преданность Верховной личности Бога.

Эта система убеждений является кульминацией философии, потому что она удивительно сочетает в себе первые две философии.

Но как удовольствие и отречение уживаются друг с другом? Это невозможное сочетание стало возможным благодаря тому, что предметом философии является Бог, а не материя (как в первых двух случаях ). Душа испытывает удовлетворение в отношениях с Богом и в то же время развивает дух отречения от материи. Человек воспринимает материю как энергию Бога и поэтому использует ее для служения Богу, а не для личного наслаждения. Поэтому он чувствует глубокую внутреннюю радость в сердце, которая приходит в награду от Бога за бескорыстную любовь.

Итак, первые две философии являются проявлением двойственности, присущей этому миру, но духовная философия выводит нас из этой двойственности и связывает с Богом. Это духовная ценность этой философии.

В этих трех основных философских подходах, наслаждение материальной жизнью является тезисом или первым инстинктом в этом мире. Когда сила времени и обстоятельств лишает нас этой возможности, мы принимаем антитезу – “если Вы не можете наслаждаться ею, откажитесь от нее". Но душа не может жить без наслаждения и рано или поздно вернется к нему. Таков порочный круг. Поэтому реальным выходом из этой двойственности является переход на духовный уровень. И там, в отношениях с Богом, происходит синтез этих двух направлений. Так традиционная модель развития (”тезис – антитеза – синтез") показывает нам путь к Богу, где наслаждение и отречение находятся в гармонии.

Можно понять превосходство философии преданности Богу как логически, так и практически. Это означает, что следствием философии является образ жизни, который формирует соответствующие личные качества, которые являются критерием подлинной философии.

Объективно лучшая философия - это та, которая делает человека самым гармоничным и этичным человеком. Философия наслаждения делает человека эгоистичным материалистом и духовно слепым. Это приводит к разрушительному поведению. Это видно на примере многих разочарованных людей, вставших на путь самоуничтожения через алкоголь и наркотики.

Другие пытаются вмешиваться в социальные и природные процессы, нарушая экологическое равновесие и провоцируя социальные конфликты. Это прямое следствие философии неконтролируемых чувств.

С другой стороны, философия отречения делает человека псевдо-духовной, эгоистичной, социально бесполезной и безразличной личностью.

Но философия любви и преданности Богу делает человека духовно зрелым и сострадательным. Благодаря духовному знанию и глубокому удовлетворению в сердце такой человек трезво воспринимает материальную энергию и ее три качества – благость, страсть и невежество – сознательно выбирает благость. Так достигается баланс между материальным и духовным.

Настоящие человеческие ценности проявляются в этике, а цель философии - изменить свое поведение к лучшему. Поэтому истинная философия - это очень практичная и прикладная наука.

Ставьте "Like" и подписывайтесь, не забывая о сути...

Вам также может быть интересно:
--> Три Невидимые Силы, Которые Кардинально Влияют На Вашу Судьбу.
--> "Карма" - малоизвестные факты, о которых вы не знаете!
--> Самый качественный вкус.